Он мог стать рок-музыкантом, футболистом, учителем-филологом. Но уже больше 10 лет Константин Киселёв руководит одним из самых престижных учреждений образования Витебщины — гимназией №2 Витебска. Недавно Константин Леонидович стал абсолютным победителем областного конкурса профессионального мастерства руководителей учреждений образования «Руководитель года — 2019». Член совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов рассказал о своем пути в профессию, специфике работы и современных детях.
– Я педагог в четвертом поколении. Мой прадед был директором сельской школы, дед руководил школой в Молодечно, был отличником народного образования Беларуси, депутатом местного уровня. Бабушка работала учителем. Вырос я тоже в семье педагогов: мама – филолог по образованию, но работала редактором на витебском телевидении, отец преподавал историю в витебской школе №39. Но, поступая на филологический факультет ВГУ имени П. Машерова, я вряд ли думал о продолжении семейной династии. Признаюсь, просто пошел по более легкому пути. Окончил школу с золотой медалью, выиграл республиканскую олимпиаду по русскому языку и литературе и мог поступать в вуз без экзаменов. К тому же планировал пойти по стопам матери. Но судьба распорядилась иначе. Сперва, увлекшись наукой, поступил в аспирантуру, собирался защищаться, хотел работать в университете на кафедре. Но вакансии там не оказалось – устроился учителем русского языка и литературы в гимназию №8. И достаточно быстро понял, где мое место, влюбился в работу с детьми. В 26 лет мне уже доверили должность заместителя директора по учебной работе в школе №2, затем там же работал заместителем по воспитательной работе. Я бы назвал это профессиональной закалкой. В 28 лет меня назначили директором гимназии. Несмотря на административную работу, не бросаю уроки. Это необходимо, чтобы не терять квалификацию и лучше понимать современную молодежь.
– Константин Леонидович, помните свой первый день в должности директора?
– Меня представили коллективу за несколько дней до 1 сентября. Очень волновался поначалу. Идешь на работу, переживаешь, но открываешь дверь гимназии, и все как рукой снимает – становишься человеком, который знает, что и как делать.
– И много нужно было сделать?
– Много. При высоком методическом мастерстве педагогов, амбициозном и творческом коллективе, устоявшейся и эффективной системе обучения иностранным языкам наша гимназия была далека от лидирующих позиций в рейтинге учреждений образования области и республики. Пришлось пересматривать работу с одаренными учащимися, активизировать участие в инновационных и экспериментальных проектах, по-новому выстраивать кадровую работу, искать ярких, талантливых педагогов. Вместе с коллегами разработали собственную программу развития – «Гимназия максимальной реализации», по которой перешли от сугубо лингвистической направленности учреждения к идее многопрофильного учебного заведения.
– На каких же китах сегодня держится высокий статус гимназии?
– Во-первых, у любой школы должно быть свое лицо. Именно поэтому мы не просто сохранили, а приумножили традиции гимназии №2 в организации иноязычного образования, нашего бренда. Так, английский язык является профильным предметом во всех классах, начиная с восьмого. С пятого класса первыми в стране мы ввели на отметочном уровне изучение вторых иностранных языков (испанского, немецкого, французского или китайского на выбор). С восьмого наши учащиеся имеют возможность изучения шведского и польского языков на факультативах. Таким образом, всего в гимназии изучается семь иностранных языков, и мы с гордостью отмечаем, что наша система не имеет аналогов в Беларуси.
Во-вторых, кадры решают все. Поэтому я делаю ставку на грамотный подбор, расстановку и обучение педагогов. И на мой взгляд, у меня получилось собрать один из ярчайших педагогических коллективов Витебщины. Сегодня у нас работают настоящие звезды педагогического олимпа.
В-третьих, в гимназии №2 удалось создать единое школьное сообщество. Руководитель всегда должен помнить, что участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их законные представители и педагоги. А еще представители власти, спонсоры, выпускники. И сплотить всех этих людей для достижения намеченных целей – одна из главных задач директора.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший руководитель?
– Нужно быть стратегом и аналитиком, видеть перспективы развития. От руководителя полностью зависит атмосфера в коллективе. Важно увлечь коллег общей целью, стремлением к постоянному развитию. Хороший руководитель должен уметь принимать непопулярные решения, в том числе управленческие, не бояться брать на себя ответственность.
– Какими достижениями вы гордитесь больше всего?
– Сегодня наша гимназия – сформированный бренд. Мы пришли к этому, преодолев немалое количество проблем, вложив сердце и душу в построение мощного многопрофильного учебного заведения, ставшего известным даже за пределами страны. На протяжении последних пяти лет входим в десятку лучших школ республики. В 2018 – 2019 гг. мы стали третьими в стране и первыми в Витебской области по результатам главной диады работы с одаренными учащимися «заключительный этап республиканской олимпиады по учебным предметам + республиканский конкурс работ исследовательского характера». В этом учебном году гимназисты уже завоевали шесть медалей международных олимпиад, пять дипломов на республиканской конференции, опередив даже лицей БГУ. За девять лет в гимназии реализованы 11 инновационных и экспериментальных проектов, из которых четыре республиканского уровня, создан учебно-научно-методический лингвистический центр. Мы единственный в Беларуси филиал «ЮНИ-центра-ХХI», научно-исследовательского и методического центра преподавателей и учащихся на базе факультета прикладной математики и информатики БГУ. Успехи учреждения не остаются без внимания и высоко оцениваются. Гимназия дважды – в 2014 и 2018 годах – была занесена на городскую, а в 2015-м на областную Доски почета как победитель соревнования среди организаций образования и науки. А
2 июля 2015 года удостоилась чести занесения на Республиканскую Доску почета. Мы стали первым учебным заведением Витебской области, добившимся признания национального значения. Но самое главное даже не это. Нам стали по-настоящему доверять жители Витебска. С 2016 года число желающих поступить к нам в первый класс превышает четыреста человек.
– Получается разделять работу и личную жизнь? Как отдыхаете?
– С опытом пришло понимание, что разделять и отдыхать необходимо. Иначе проблемы со здоровьем, в семье и профессиональное выгорание. Поэтому сейчас я полностью выкладываюсь на работе, кое-что обдумываю, добираясь пешком домой, но в семье я не директор, а папа двух замечательных сыновей и муж любимой жены. Кстати, супруга не связана с образованием, работает бухгалтером. Старшему сыну Максиму скоро 12 лет, младшему Андрею – 9. Оба учатся в нашей гимназии, старший давно занимается футболом, младший танцует в коллективе «Зорька». Все вместе ходим в кино, гуляем. С сыновьями люблю играть в футбол, баскетбол. Перед сном стараюсь почитать хорошую книгу.
– Но ведь это далеко не все ваши увлечения…
– Еще я увлекаюсь рок-музыкой. В 1997 году как рок-вокалист даже стал победителем музыкального фестиваля в Минске. К слову, я пою на линейке 1 сентября в гимназии, других мероприятиях, это стало традицией. Люблю футбол, в детстве играл в сборной области, думал о карьере профессионального спортсмена.
– О чем мечтает директор и человек Константин Киселёв?
– Как человек, отец мечтаю, чтобы мои дети были здоровы и выросли достойными людьми. Причем я не собираюсь их ограничивать в выборе жизненного пути. Это их право. В профессиональном плане коллектив поставил для себя высокую планку – со временем стать самым результативным учреждением общего среднего образования Республики Беларусь.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.