Как выглядел Лепель и его окрестности в XIX веке, какими аппаратами пользовались фотографы, как проявляли пленки и сохраняли на снимках историю, могут узнать посетители постоянной экспозиции Лепельского районного краеведческого музея. Директор учреждения культуры Алла Стельмах рассказала БелТА, кто стоял у истоков фотодела на Лепельщине и сколько в музее хранится фотокамер.
Экспозиция, посвященная фотоискусству и его деятелям, в Лепельском районном краеведческом музее - одна из двух, существующих в Беларуси. Еще одна имеется в Гомеле. "Здесь представлены как копии фотографий, сделанных в XIX-XX веках, так и фотоаппараты - от первых, появившихся в Беларуси, до современных, всего в экспозиции представлено более 80 фотокамер", - рассказала Алла Стельмах и пояснила как это направление развивалось на лепельской земле.
Одним из первых фотолетописцев этого края считается помещик Михаил Кустинский. Он был человеком образованным: окончил Виленский дворянский институт, юридический факультет Петербургского университета, увлекался археологией. Когда у него появился свой фотоаппарат (а стоило такое оборудование в те времена недешево), Михаил Кустинский начал снимать пейзажи Лепеля. Все его работы, выполненные до 1865 года, были представлены на Всероссийской этнографической выставке в Москве. На фотографиях автора можно увидеть, как выглядели расположенные в Лепеле шлюзы Березинской водной системы, через которую сплавляли лес из верховья Березины в Европу, сотрудников, работавших на этой искусственной водной артерии, а также жителей города и его достопримечательности.
В начале XX века на Лепельщине фотоисторию составляли отец и сын Борис и Рафаил Фидельманы. Они делали профессиональные снимки в своем ателье, где были специально оборудованные кабинеты для портретов. В объектив их фотокамеры попали и жители, и виды города. Среди постоянных клиентов Фидельманов были и представители советской власти. Сейчас в краеведческом музее хранятся копии работ этого семейного подряда. Часть тематической выставки представляет собой "кабинет Фидельмана" - это инсталляция, где можно сделать снимок в старинном интерьере, имитирующем обстановку в ателье столетней давности. Кстати, в этой фотозоне есть подлинный стул и зеркало начала XX века.
Еще одна локация выставки выполнена в виде квартиры фотографа второй половины XX века. Здесь и жилая комната с сохранившимися с 1970-1980-х годов мебелью, одеждой, радиоприемником, даже паркетом, и святая святых фотолюбителя тех времен - ванная со специальной аппаратурой для проявки пленки, печати фотографий. Каждому экспонату в этой зоне по 50-60 лет, и в совокупности они создают винтажную атмосферу, возвращая посетителей музея, ровесников той эпохи, в годы их юности и молодости.
Молодежи и школьникам будет интересно увидеть коллекцию пленочных, цифровых фотоаппаратов, которые затем сменили современные гаджеты - смартфоны со встроенными фотокамерами. "Мы постарались учесть интересы всех поколений, чтобы взрослые вспомнили времена пленки, а дети узнали, как произошел переход к цифре в фотографии", - отметила Алла Стельмах
В экспозиционном зале работает видеогид, который рассказывает об истории и развитии фотоискусства, так что экскурсию здесь можно пройти и самостоятельно, рассматривая экспонаты под звуковое сопровождение.
Фото БелТА.