В этом году, по разным данным, количество медведей в Витебской области выросло в разы. В интернете много роликов о встречах жителей Придвинья с опасным животным, нередко косолапые заходят в населенные пункты. Действительно ли медведей стало больше, как ведут подсчет и почему некоторые специалисты выступают за исключение косолапых из Красной книги Беларуси, выясняла корреспондент «ВВ».
Представьте, вы вышли на огород, чтобы полить овощи, и в какой-то момент почувствовали, что рядом кто-то находится. Повернув голову, увидели, как мимо проходит медведица и два медвежонка. Такая ситуация произошла недавно в деревне Ковалёво Витебского района. По словам местных жителей, косолапые не проявляли агрессии, однако желания жить по соседству с семьей медведей у них нет. В лес в ближайшее время никто ходить не планирует.
Это лишь одна из историй о встрече людей и медведей в северном регионе. Чаще всего этих животных видят охотники и работники лесного хозяйства, однако их подсчетом занимаются другие специалисты.
Кто считает белорусских Потапычей?
Сегодня подсчетом косолапых занимаются специалисты Научно-практического центра Национальной академии наук (НПЦ НАН) Беларуси по биоресурсам. Делают это посредством анкетного опроса, то есть собирают информацию по результатам анкетирования охотпользователей и работников лесохозяйственных учреждений. Специалисты также разрабатывают инструкции по учету численности медведя при помощи различных методов: картирования следов, визуального.
– По данным анкетного опроса 2022 года, в Беларуси насчитывается около 700 медведей, – рассказала ведущий научный сотрудник НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Ирина Соловей. – Наибольшая численность в Витебской области. Здесь сконцентрировано 73 % белорусской популяции.
В этом году официальной статистики численности медведей еще нет, однако информацию о их количестве активно собирают.
Если подсчетом охотничьих видов животных занимаются ежегодно, то учет краснокнижных медведей не вели долгое время. Поэтому многие сомневаются в методах такого учета.
– У нас нет четкой методики учета медведей, ведь мы никогда на них не охотились и не считали численность этого хищника, – сообщил заместитель председателя областной организации Белорусского общества охотников и рыболовов Виктор Воронцов. – Сегодня мы стараемся перенять российский опыт учета косолапых. Например, учет на овсяных полях. Хищники очень любят овес, так как в нем много питательных веществ, поэтому если рядом с лесом есть овсяное поле, то в период с конца июля до начала августа медведи туда обязательно придут, и их можно будет посчитать. Однако у нас много сельскохозяйственных полей, поэтому объехать в это время все поля практически невозможно.
По словам Виктора Воронцова, есть еще один аспект, который может повлиять на неправильный учет медведей, – это непредоставление охотоведами информации о реальном количестве медведей на их территории из-за стереотипов.
– В Советском Союзе место, где обитает краснокнижник, нужно было охранять, а еще там запрещалась охота на другие виды зверей, чтобы не беспокоить исчезающий вид. Сегодня такой практики уже нет, но некоторые охотоведы занижают цифры, чтобы к ним не было лишних вопросов от органов местной власти, экологов и других, – отметил Виктор Воронцов.
Популяция увеличивается
Как отмечают работники лесного хозяйства и охотники, сейчас наблюдается нетипичный рост численности медведей. По словам Виктора Воронцова, на Витебщине обитают две крупные популяции, одна находится на северо-востоке области, это Витебский, Лиозненский, Городокский районы, а также часть Шумилинского, Оршанского и Бешенковичского. Вторая популяция находится в Березинском биосферном заповеднике и на прилегающей к нему территории.
– В нашей организации 19 охотничьих хозяйств. Сегодня в каждом из них есть медведи, которые живут на постоянной основе. Они чувствуют себя здесь безопасно и размножаются, – отметил Виктор Воронцов. – Мы общаемся с местными жителями, егерями и грибниками, все говорят об отличительной особенности этого года – большом количестве медвежат. Мы сегодня часто видим медведиц с двумя или тремя детенышами. Это значит, что через 2-3 года, когда они подрастут, косолапых станет больше.
В настоящее время медведи относятся к людям с любопытством и не проявляют агрессии. Однако в отличие от другого крупного хищника нашей области – волка – они не боятся выходить к людям.
– У хищников очень развиты обоняние, зрение и слух, они быстрее почувствуют приближение человека, чем мы животного. Поэтому часто люди даже не знают, что были замечены волком, встретиться сегодня с этим хищником лицом к лицу практически невозможно, чего не скажешь о медведях, – подчеркнул Виктор Воронцов. – Люди, которые встретили медведя, рассказывают практически одно и то же: хищник становится на задние лапы, чтобы показать себя и продемонстрировать, что с ним лучше не связываться, принюхивается, рассматривает, а потом ретируется. Однако отогнать зверя практически невозможно, так как он не чувствует угрозы от человека и ощущает себя верхушкой пищевой цепи.
При встрече с косолапым не следует показывать панику и страх, так как звери это чувствуют. Нельзя убегать, поворачиваться спиной к хищнику, кричать и махать руками. Нужно спокойно себя обозначить: кашлянуть или негромко что-то сказать. И отходить не спеша. Просто так косолапый не станет нападать на человека. Если же медведь проявляет излишнее внимание, то надо постараться сделать себя в его глазах визуально больше: поднять руки или куртку и громко обозначить себя.
С глаз долой, из книги вон
Сегодня за то, чтобы косолапых исключили из Красной книги Беларуси, выступают представители Белорусского общества охотников и рыболовов и Министерства лесного хозяйства. По их словам, речь идет не об охоте, а о защите людей, а также возможности регулировать численность зверя. Люди стали все чаще встречать в лесах бурых медведей, а также жаловаться на то, что эти животные безбоязненно ходят по деревням. Такие встречи несут реальную угрозу для жизни людей.
В настоящее время в законодательстве есть понятие «угроза жизни». В случае, если медведь повадился ходить в деревню, местная власть может принять решение о добыче опасного зверя, однако на деле местные органы власти таких решений избегают.
Как сообщили в НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, согласно законодательству для исключения вида животного из Красной книги Республики Беларусь необходимо, чтобы ежегодно в течение десяти лет или трех поколений (из двух случаев выбирается большее по временному интервалу значение) наблюдался рост численности вида и (или) расширение его ареала, также отсутствовали неблагоприятные изменения условий среды их обитания и ограниченность распространения и малочисленность их популяций.
Таким образом, вопрос об исключении медведя из Красной книги остается открытым, однако можно с уверенностью сказать, что проводится огромная работа, связанная с подсчетом численности хищника и разработкой методов его учета.
Фото из открытых источников и предоставлены областной организацией Белорусского общества охотников и рыболовов.