Жительница Витебска Екатерина Ядевич – единственная в нашей области пилот теплового аэростата – рассказала читателям «ВВ», как плавала по небу в гондоле, поднималась на высоту 2300 метров, и раскрыла секреты романтических путешествий на воздушном шаре.
Бесстрашный капитан
Меня больше всего интересовал вопрос, не боится ли моя собеседница высоты.
– Нет, у меня никогда не было страха, скорее даже наоборот, – призналась Екатерина. – Я знала и убедилась впоследствии, что полет всегда безопасен. Летишь по ветру, корзину не шатает, а из неприятных моментов – только жесткая посадка, но она происходит лишь в непогоду.
Дебютный взлет на аэростате она помнит до сих пор, хотя после него их было немало. Свежий ветер, ощущение свободы, любование природой и восторг от того, что взмываешь вверх к облакам – все это повторяется, словно в первый раз.
Как же Екатерина пришла в пилотирование? У ее свекра был аэростат, и чтобы семейное хобби поставить в том числе на коммерческие рельсы, был нужен командир экипажа.
Для получения удостоверения по этой специальности следует пройти обучение и серьезную медкомиссию. Прежде всего нужно обладать орлиным зрением, отменным физическим и психическим здоровьем – требования, как и к пилотам пассажирской авиации. А Екатерина подходила по всем показателям, так что на семейном совете решили отправить на обучение ее.
Школа пилотов аэростатов находилась в российских Великих Луках, Екатерина во время обучения постигла азы пилотирования, навигации, метеорологии и даже взмывала на 2300 м. Обычная же высота шара, которым девушка управляет в Витебске, не переходит за 1000 м: того требует регламент, выше тепловому аэростату запрещено подниматься по нормам безопасности.
Впрочем, витебчане и гости города, желающие на праздниках испытать новый «аттракцион», забираться на запрещенную высоту и не думают: порой и на 800 м говорят «стоп». Уже на шести сотнях, отмечает Екатерина, город виден как на ладони, так что допустимой тысячи всем хватает за глаза.
Самое безопасное судно
В воздухоплавании тепловые аэростаты считаются самыми надежными, и статистика подтверждает, что несчастные случаи единичны, да и те обычно вызваны пренебрежением к технике безопасности.
Кстати, требования простые: не вылетать в плохую погоду и сильном ветре, иметь запас баллонов с газом для горелки, а пассажирам главное – держаться, вести себя спокойно, не покидать корзину без команды пилота при приземлении. Небольшой дискомфорт новичок может испытать при ударе корзины о землю: это ведь только в кино воздушный шар плавно садится на помеченную крестиком точку, словно легкое перышко. В остальном отрыв от земли, полет и приземление вне всякого риска.
В корзине могут находиться до четырех человек, включая двоих из команды воздухоплавателей: пилот и его помощник, потому что с такой махиной в одиночку справиться невозможно. Вот вам еще сравнение с кинолентами, где допускают ляпы, когда показывают, что аэростатом управляет кто-то один.
Меня заинтересовало, насколько крепки «купола» воздушных шаров. Оказывается, их изготавливают из специальной армированной ткани, внутренняя оболочка выполнена из несгораемого материала, а раструб у основания имеет, на простом языке, антипригарное покрытие, которое выдерживает жар от горелки. Внутри аэростата воздух прогревается до 120оС, и чтобы температура не поднималась выше, за ней следят с помощью соответствующих приборов.
Их, к слову, не так уж мало, хотя они и не громоздкие, чтобы не перегружать корзину: спидометр, вариометр, служащий для измерения скорости подъема, два термометра – для измерения воздуха за бортом и внутри шара, GPS-навигатор, компас, четыре запасных газовых баллона, рации для связи с «землей».
Мы с Екатериной коснулись темы аэростатов с необычными формами куполов: в виде кино- и мультгероев, фруктов, овощей, замков, бутылок и прочих нестандартных фигур. Такие чаще всего используются в авиашоу и фестивалях воздушных шаров, которые проводят за границей, и их предназначение – восхитить публику. Витебский пилот утверждает, что подобными управлять гораздо сложнее, так что классический – перевернутая капля – идеален для необременительного полета. Кстати, аэростат – один из немногих воздушных судов, которые со времени создания практически не изменились внешне, разве что претерпели небольшой технический апгрейд.
Четко выверенная траектория
Каждый полет на аэростате должен быть согласован с городскими властями. Маршрут строят заранее. Перед вылетом запускают маленький воздушный шарик, чтобы определить направление ветра.
На заданной точке приземления обычно дежурит часть команды, которая перед стартом помогает и накачивать шар теплым воздухом. Если же направление ветра вдруг меняется и аэростат уносит в сторону, то пилот связывается с наземной командой и сообщает координаты. Впрочем, те в автомобиле и сами следят за передвижением воздушного шара по навигатору, так что предупреждать их лишний раз нужды нет.
Екатерина поделилась, что самая сложная задача перед командой – подготовка к полету. Нужно крепить снасти «летучего корабля» и держать нелегкую ткань, пока аэростат наполняется теплым воздухом. Так что основную работу делают мужчины, а ей остается лишь помогать по мере сил и ждать начала вылета.
Самые приемлемые погодные условия – при хорошей видимости и при скорости ветра в 2-3 м/с. Когда ветер крепчает, например, до 5-6 м/с, то хоть во время полета и не будет больших проблем, но вот посадка может оказаться жесткой.
Словом, нюансов в воздухоплавании масса, и опытные пилоты всегда держат руку на пульсе.
Держи меня, гондола, держи…
За годы пилотирования аэростата Екатерина наблюдала за разными людьми и заметила, что дебютанты воздухоплавания быстро привыкают к новым ощущениям. Во время взлета почти все держатся за края корзины, которая называется гондолой – совсем как венецианская лодка, разве что другой формы и плавает по воздуху.
Адаптация проходит, конечно, у людей по-разному, но потом они вращают головой на 360 градусов: разглядывают раскинувшиеся до горизонта ландшафты, делают селфи, фотографируют окрестности с высоты и восторгаются красотой проплывающих внизу городских и природных пейзажей. К счастью, никто не рискует и не пытается сделать экстремальные фотоснимки, обычно хватает селфи-палки, чтобы запечатлеть себя на высоте в удачном ракурсе, когда и корзина аэростата видна, и передается ощущение большой высоты.
Единственное, что пугает желающих покататься на шаре, – гудящий звук газовой горелки. Особенно этого боятся маленькие дети, так что родителям следует дважды подумать, стоит ли брать малышей в полет.
В целом же особых возрастных ограничений для воздухоплавания нет. Иногда даже беременные пробуют новое для них развлечение. Впрочем, будущим мамам Екатерина не советует на поздних сроках гнаться за экстримом, хотя, как уже было сказано, риски для жизни и здоровья здесь практически нулевые.
Предложение – на высоте
«Любите, девушки, простых романтиков», – поется в известной песне, а сегодня мужчины, обладающие таким качеством, стараются сделать любой романтический жест еще и незабываемым. Наверное, поэтому от пылких влюбленных, желающих превратить важный момент – предложение руки и сердца – в памятное событие, у команды аэростата нет отбоя.
Екатерина, конечно, всегда знает заранее, что ожидает девушку, вместе со своим избранником поднимающуюся на высоту 1000 метров.
– Это очень мило, – считает она. – Эмоции от подъема на аэростате накладываются на восторг от неожиданного сюрприза, и чувства захлестывают всех. В таких случаях чувствую себя сопричастной к чему-то сокровенному, личному, а потому особенно теплому и трепетному. Сложно словами передать всю гамму эмоций там, на высоте, когда происходят подобные приятные события.
Просто белиссимо!
В нашей стране фестивали воздушных шаров не проводятся, хотя какое-то время белорусы собирались в одном месте и устраивали соревнования. Сейчас Екатерина и ее семья, объединенная общим увлечением, выезжают в Россию, Латвию, в прошлом году они побывали в Италии.
– Где вам больше всего нравится летать – над полями или городом? – полюбопытствовала я.
– И над природными просторами, и над городом летать интересно, но я предпочитаю природу, ведь каждое поле, каждый лес по-своему неповторимы, – поделилась впечатлениями Екатерина.
– В какой стране понравилось больше и почему?
– В Италии. Если в России и Латвии мы довольно частые гости и во многом природа похожа, то на родине пиццы и спагетти все другое. Впечатлили и запомнились бескрайние виноградники, потрясающая архитектура, даже цвета полей и лугов другие.
На память о каждой поездке Екатерина делает снимки с высоты птичьего полета, и семейные архивы растут. Но все же важнее для нее не фотографии, а незабываемые впечатления, которые могут подарить только небо и облака.
Фото Алеси ПУШНЯКОВОЙ и из архива Екатерины Ядевич.