Отвлечь современных детей от телефонов, планшетов, компьютеров и бесцельного блуждания по закоулкам всемирной паутины — задача не из простых, но вполне выполнимая. Это на практике доказывает педагог дополнительного образования Шумилинского районного центра детей и молодежи Александр Птицкий, который с легкостью прививает ученикам любовь к прекрасному в объединении по интересам «WOOD Мастер».
Александр Птицкий более двадцати лет работает с детьми, учит их мастерству деревообработки, работе с плотницким и столярным инструментом и, как сам признается, получает от этого удовлетворение.
— С самого детства любил колдовать над деревом, — отмечает педагог. — Прадед был хорошим ремесленником: мог любую вещь в два счета починить или восстановить. От него у бабушки осталось много инструментов. Мне было интересно в это все вникать, учиться.
Конечно же, я не могла не поинтересоваться, помнит ли Александр свою первую работу, на что он с улыбкой ответил, что она, как первая любовь, не забывается… Это были небольшие фигурки — солдатики, которые вырезал перочинным ножиком.
В работе педагога, по мнению собеседника, самое главное — творчество и полет фантазии. Мастерская районного центра детей и молодежи заполнена разнообразными рукотворными вещицами. Здесь и сувениры, и игрушки, и полезные в быту приспособления: ложки, кухонные лопатки, разделочные доски и многое другое. Когда на все это смотришь, кажется, что через минуту-другую деревянное царство оживет.
— Естественно, не у всех моих подопечных сразу все получается, но к каждому я раз за разом подхожу и показываю-рассказываю, — продолжает Александр Птицкий. — Правда, ребята порой стесняются признаться в неумении. Да и в целом работать с детьми непросто. Сразу они приходят как ежики: показывают свой характер, привлекают внимание, проявляют лидерские качества. Дети очень глубокие, всё чувствуют, особенно фальшь и неискренность. Поэтому стараюсь для каждого стать другом. Поддерживаю хорошие товарищеские отношения и со своими выпускниками, а это для педагога очень важно.
Александр также отметил, что время берет свое и накладывает отпечаток на детей. Поколение за поколением сменяются. С ними меняется и сам мастер.
— Проблема современных детей в том, что они перестали видеть объем, у них в приоритете плоскости, другими словами, ребята видят только двухмерное пространство, — говорит Александр Евгеньевич. — Начинаешь объяснять, показывать, они теряются. А моя задача как мастера и педагога — убедить учеников, что они могут многое сделать сами и получать от этого максимум удовлетворения. Хочется, чтобы у ребят глаза загорелись. Когда этой цели достигаешь, можно быть уверенным, они не бросят это занятие.
Еще одной весомой проблемой педагог называет изменение системы интересов: труд сегодня фактически вытеснили планшеты, приставки и телефоны.
— Работать руками детям сложно, возможно, они просто не приучены к этому, — добавляет собеседник. — Мальчики и девочки убеждены: сейчас все можно купить. А если и увлекаются каким-либо родом деятельности, то им подавай все и сразу. А так не бывает, нужны время, труд и усердие.
Александр Птицкий практикует индивидуальный подход: перед набором группы беседует с каждым претендентом (часто и с родителями), настраивая на предстоящий тяжелый труд, ведь деревообработка — это не конвейерное производство.
— Наряду с некоторыми недостатками у современных детей есть и огромное количество преимуществ, — считает мастер. — Ребята ставят перед собой цели и идут к ним любыми путями (не без моей помощи, конечно). И добиваются их! К слову, у детей, которые приходят ко мне, чаще всего повышается успеваемость в школе. И это не совпадение. Просто они учатся доводить дело до конца, обретают навык получения результата своего труда.
По словам мастера, по школьной программе мальчишки проходят устройство различных станков, учатся справляться с ручным инструментом. Этого вполне достаточно, чтобы стать хозяином в доме, не прибегая к услугам частных мастеров, если понадобилось картину повесить или, например, комод починить. А объединение по интересам — это совсем другая история. Хотя в век информационных технологий, конечно, непросто привлекать детей к труду. Но и эти новшества педагоги используют для работы: создают и показывают презентации в школах, группы объединений по интересам есть в соцсетях.
Для ознакомления детей с природой мастер водит их в дендропарк. Там они наблюдают за окружающей средой, а заодно заготавливают материал для будущих поделок. Кстати, вы знали, что некоторые породы деревьев, которые на первый взгляд вполне безобидны, в определенных условиях достаточно опасны? Например, свежеспиленный дуб токсичен, поэтому доски голыми руками брать не рекомендуется. Ольха очень пыльная, следовательно, для аллергиков она опасна.
— Дерево, оно живое, его нужно чувствовать, у каждой породы свой характер, — убежден педагог. — Поверьте, дорогого стоит наблюдать, как ребята увлеченно оттачивают инструментом нужные штрихи на дереве. Иногда создается впечатление, что в эти мгновения они никого и ничего не замечают, и я стараюсь не нарушать гармонию ребят и их творений.
Александр Евгеньевич рассказал, что пробовал набирать в группы и первоклашек. Понятно, что ручки слабые, но потихоньку и они нарабатывают определенные навыки и умения. Педагог также не скрывает, что в числе его воспитанников есть и такие парни, которых приводят родители, преследуя сугубо воспитательную цель. Эти ребята, конечно, научатся и молоток держать, и пилить, и строгать, но не более того.
Особое внимание в работе занимает труд с особенными детками.
— Безусловно, к такому занятию готовлюсь более тщательно: подбираю темы, которые подойдут ребятам, уделяю особое внимание развитию мелкой моторики рук, технике безопасности, — говорит Александр Птицкий. — Я занимался с ребенком, у которого была диагностирована гемофилия. Страшно. Но мы смогли! Сейчас он дома оборудовал мастерскую и изготавливает ручные часы.
Воспитанники Александра Птицкого принимают участие в конкурсах различного уровня и зачастую становятся победителями. А это и есть самая лучшая награда для педагога.
Фото Екатерины ЛЯХОВСКОЙ.