Стать очевидцем и даже участником создания, к примеру, глиняного горшка, примерить на себя роль кузнеца, узнать секреты стародавних народных ремесел и творчества мог каждый желающий во время тематических праздников-конкурсов, мастер-классов на «Задзвінскім кірмашы» и в Городе мастеров в Витебске.
Праздник гончарного мастерства «Чароўная гліна» на площадке культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо Витебска «Двина» собрал мастеров-керамистов Придвинья и других регионов Беларуси, а также немало любопытных. Впервые в этом году была опробована вторая печь подворья.
– В отличие от первой печи прерывного обжига здесь обжиг ведется черно-задымленным способом, без доступа кислорода. В результате достигается эффект чугунка, причем это выглядит так натуралистично, что некоторые покупатели уверены: изделие сделано из металла, и удивляются, когда узнают, что из глины. Эта печь отличается и большой вместимостью: сразу три мастера могут «предать огню» по 50-60 своих творений различной формы и размеров, – рассказывает куратор проекта Людмила Ковальчук.
Так, за время праздника участники обработали около 150 изделий порядка 40 наименований. Это жарочные чаночки, кашники, чайники, крынки, кувшины, гляки, кухли, емкости для хранения чеснока и лука, мелкая пластика и многое другое.
В рамках пленэра придвинские мастера впервые попробовали обварной метод обжига – этим опытом поделился со своими коллегами Николай Протасеня из Солигорска. Данный способ любопытен тем, что раскаленное изделие помещается в раствор из кислого кваса или капустного сока с добавлением ржаной муки, опилок. Под таким «соусом» рождаются узоры в виде пятнышек, разводов, напоминающие мрамор, можно даже добиться эффекта монотипии или акварельной растяжки. Как рассказал сам мастер, этот способ обжига практически позабыли. К нему прибегали в свое время только в нескольких деревнях Клецкого района Минской области. Туда еще в 90-е годы их студия организовала экспедицию, с тех пор они возрождают обварной метод у себя на родине и популяризируют в других регионах страны.
Попробовать свои силы в гончарстве и ручной лепке могли все желающие, для них были организованы мастер-классы. Например, я не смогла пройти мимо гончарного круга, на котором работал Валерий Скобов из Новолукомля, подготовивший не одно поколение учеников и продолжателей его ремесла. Посидев за главным станком керамистов, стараясь под руководством мастера придать комку глины хоть какую-нибудь узнаваемую форму, ощутила, каким трудом дается каждое изделие и что без любви к своему делу и вдохновения ничего не получится. Результатом моего труда стала небольшая глиняная вазочка. Она заняла место в ряду изделий, сделанных такими же дебютантами, как и я. После того, как они прошли обработку в печи, авторы могли забрать их себе на память.