В канун Дня работников культуры корреспондент "ВВ" побеседовала с заведующей отделом культурно-образовательной работы Витебского областного краеведческого музея Светланой Стефаненковой об особенностях и преимуществах работы в музее.
― Как Вы попали в музей? Музейная сфера – это осознанный выбор или неожиданный поворот судьбы?
― В начале своей карьеры (2008 год) я работала в центре ремёсел «Возрождение», где меня заметила Надежда Мисюль и предложила устроиться на вакантное место в Арт-центр Марка Шагала. Поначалу я сомневалась в том, стоит ли мне туда идти, потому что не так много информации знала о Марке Шагале и всегда считала, что музей – это что-то высокое, недоступное. Пойти работать в Арт-центр, для меня означало кардинально поменять свою судьбу. Но, поговорив с Людмилой Хмельницкой, которая в то время работала директором Арт-центра, поняла, что мне интересно попробовать себя в этой сфере. В Арт-центре Марка Шагала я проработала 5 лет, а позже стала сотрудничать с Витебским областным краеведческим музеем, где работаю уже более 10 лет на должности заведующей отделом культурно-образовательной работы.
― Какой была ваша первая экскурсия? Были ли сложности в работе в первое время?
― Сразу вспомнила свою первую экскурсию по городу, когда я была уже аттестованным Национальным агентством Республики Беларусь гидом. Я долго готовилась к этой экскурсии: читала и учила много информации, что-то просто повторяла, сама проходила те места, которые хотела осветить, интересовалась у коллег, как они располагают группы, где лучше оставить автобусы, ходила на экскурсии к коллегам, чтобы воочию понять, как лучше поступить в той или иной ситуации. Мне казалось, что первым группам я должна рассказать всё, что знаю, но как же я ошибалась тогда. После первой экскурсии я поняла, что всё рассказать невозможно, так как большую часть информации (например, огромное количество дат) люди просто не запоминают. Сделав такой вывод, сейчас я намного проще отношусь к многим моментам в своей профессии.
― Расскажите про самую массовую экскурсию, которую Вы проводили.
― Было время, когда я проводила экскурсии ещё и в Доме-музее Марка Шагала. На одной из таких экскурсий у меня возникла внештатная ситуация: с одной группой, что приехала раньше времени, я работала в саду при Доме-музее, когда мне сообщили, что автобус с ещё одной группой задерживается, а через некоторое время, когда вторая группа уже была на месте, незапланированно приехала и третья группа туристов. Я являюсь таким человеком, который всегда старается решить ту или иную проблему так, чтобы угодить всем и эта ситуация не стала исключением. Разместив три группы в саду, я взяла головной микрофон и начала проводить экскурсию для всех туристов. Этот день мне запомнился надолго.
― Сегодня, в век Интернета, экскурсовод может быть не востребован. Всё можно заранее прочитать и прийти в музей или на выставку уже после, чтобы посмотреть. Посещая выставку без экскурсовода, посетитель что-то теряет?
― Не соглашусь с тем, что экскурсовод сегодня не востребован. Все люди разные: кто-то любит ходить на экскурсии с аудиогидом, чтобы им никто не мешал, чтобы они смогли побыть наедине со своими мыслями и на их внимание не влияли такие внешние факторы, как разговоры других людей, комментарии экскурсовода. Некоторым людям необходимо живое общение: экскурсовод не ведёт монолог, это всегда работа в диалоге. Не только туристы, посетители музеев могут задавать вопросы, но и сам экскурсовод с помощью наводящих вопросов может открыть завесу тайны того или иного события, интересующего людей. Всё равно мимику, жесты, глаза экскурсовода не заменит ни один QR-код, аудиогид или же интернет-источник. Поэтому большое количество людей всё ещё обращаются за помощью к экскурсоводу.
― Какую категорию посетителей Вы любите больше всего?
― Я обожаю работать с детьми. Знаю, многие мои коллеги считают, что с такой категорией посетителей работать сложнее всего: они постоянно шумят, надо очень постараться, чтобы найти с детками общий язык, для того, чтобы они вовлечённо тебя слушали. Но для меня дети – это самая интересная аудитория, которая постоянно задаёт тебе вопросы, иногда максимально нестандартные, стимулирует к тому, что ещё нужно посмотреть определённые места, что ещё нужно что-то рассказать. И после таких встреч, я понимаю, что мне хочется работать всё больше и больше.
― Если бы можно было вернуться назад, в момент, когда Вы сделали выбор в пользу музея, Вы бы что-то поменяли?
― Если бы у меня появилась такая возможность, я бы оставила всё так, как есть. Сейчас я нахожусь на своём месте и это не может не радовать. Меня эта работа вдохновляет. Да, иногда возникают определённые сложности, но всё поправимо, так как я живу этим делом. Если приходить в музей с настроем: отработал и ушёл, то ты очень быстро устанешь от всего, но если ты будешь жить этим делом, то каждый день будешь ходить окрылённый.
― Что сегодня значит музей для Вас?
― Для меня музей – значит жизнь. Действительно, большую часть своей жизни я провожу на работе. Про сотрудников нашего отдела говорят так: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». И это правда, потому что мы общаемся с посетителями, через нас идёт восприятие музея, что также является одной из главных его функций. Поэтому я с гордостью могу говорить о том, что вот уже более 15 лет своей жизни я посвятила работе в различных музеях города Витебска и это дело всей моей жизни!
Культура не только раскрывает творческие и мыслительные способности всех людей, она делает человека человеком. А для того, чтобы путь к творчеству в каждом из нас был правильным, полноценным и успешным, нам необходимы помощники, те, кто с гордостью носят звание работников культуры, ведь именно они открывают нам красоту культурного достояния и традиций мира, в котором мы с вами живём. Своим трудом работники культуры вносят значительный вклад в сохранение и приумножение культурного наследия, развитие народного творчества, эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
С праздником всех творцов прекрасного! С Днём работников культуры!
Елена Балаканова, фото из архива Светланы Стефаненковой.