В Беларуси готовится конституционная реформа. О важности изменений в главном документе страны мы поговорили с заместителем председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доктором юридических наук Алексеем Егоровым.
– Необходимо сказать, что Конституция представляет модель общественного устройства. Этот нормативный документ устанавливает общие правила поведения и взаимоотношений между обществом, личностью и государством. От того, какие нас ждут перемены в конституционном развитии в ближайшее время, будет зависеть и все состояние законодательства в стране, а значит, и наша с вами жизнь. Недаром на диалоговых площадках вопросам конституционной реформы уделяется самое пристальное внимание.
– Какие вопросы поднимались участниками диалоговых площадок?
– Один из приоритетных – закрепление основных прав и свобод граждан. Сразу хочется отметить, что имеющаяся система предоставляет самые широкие возможности нашим гражданам. Проблема заключается в реальном обеспечении реализации этих прав. Так, статья 41 Конституции гарантирует всем право на труд. Но одновременно государство должно и создавать условия для осуществления занятости населения. И сделать это оно обязано в соответствии со статьей 21, которая гарантирует право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье. Ни одна статья Конституции не функционирует сама по себе. Этот документ – свод правил, где нарушение или несоблюдение хотя бы одного из них влечет нарушение всей конституционно-правовой системы. Поэтому новые изменения должны предполагать и реальность исполнения правил, а не их декларативное качество.
Вступает в противоречие и действующая статья 24, где в первой ее части говорится о том, что каждый имеет право на жизнь, а далее следует возможность применения смертной казни. Проблема отмены данного, хотя и исключительного вида наказания широко обсуждается в обществе. В полемике звучат вопросы: выполняет ли смертная казнь свои функции? Стало ли меньше преступлений, за которые она предусмотрена? Претерпевает ли лицо, совершившее злодеяние, адекватные лишения? Может, пожизненное заключение наиболее реализует цель наказания за совершение тяжкого преступления?
Остро ставится вопрос о перераспределении полномочий между ветвями власти. Пожалуй, эта проблема наиболее полно отражена и в действующей Конституции. Но перераспределение полномочий без перераспределения ответственности также не приведет к желаемым результатам. В связи с этим достаточно регламентированно должен ставиться вопрос об ответственности представителей властных структур, но, заметим, с одновременным предоставлением права на управленческую ошибку, которого сегодня лишены руководители. Право на ошибку не предполагает умысла со стороны этих специальных субъектов, а возможность принимать решения без оглядки на санкции, реализуемые всегда, независимо от вины государственного служащего.
Также большой проблемой для конституционного развития является совершенствование системы судебной власти. Возможно, наше общество созрело для введения суда присяжных и ликвидации так называемого института заседателей. У нас достаточно много грамотных и авторитетных специалистов, которые вышли в отставку и оказались невостребованными на практике и в социальной сфере. Такие люди могут быть привлечены в качестве присяжных заседателей.
– Алексей Владимирович, вы являетесь членом рабочей группы по подготовке проекта изменений. На какой стадии находится процесс?
– Проект практически готов. Необходимо отметить, что принятие изменений в Конституцию требует не «марафета» для существующих норм. Мир существенным образом изменился, изменились и мы – участники социума и члены информационного сообщества. Нельзя, поменяв несколько терминов или даже статей в Конституции, добиться качественного ее функционирования. Необходим кардинальный подход к изменению старых и введению новых институтов нашего социального развития.
Фото автора.