В последнее время все чаще приходится сталкиваться с эвфемизмами – в переводе с греческого языка термин означает «благоречие». Их используют для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Проект «Другими словами» рассказывает вам о фактах без эвфемизмов, просто другими словами.
Умственный дегенератизм. Только так, а не иначе можно охарактеризовать события, произошедшие недавно в Латвии. В то время когда благодарные за освобождение от нацизма потомки в разных странах, в том числе европейских, возлагали венки и цветы к памятникам и обелискам погибших воинов, в латвийском городе Огре эту память в буквальном смысле топтали ногами.
В СМИ появилась информация, что ступени в здание музея Огре сделали из плит памятников советским солдатам. Инициатива настолько бесчеловечная, что руки холодеют от ужаса и сердце замирает от боли. И принадлежит она главе Огрского края Эгилсу Хелманису, который прокомментировал это так: «Чтобы каждый посетитель мог символически потоптаться на памяти борцов с нацизмом».
Сам Эгилс Хелманис топчется по этой священной памяти уже давно. Он первым в Латвии начал сносить мемориалы борцам с нацизмом, когда они еще находились под защитой государства и латвийский сейм не вынес свое решение о сносе практически всех монументов.
Однако не перевелись еще адекватные люди на просторах Европы, и поэтому скандал получился нешуточным. Подтверждением тому служат в том числе комментарии в соцсетях: «Партизанам нужно это место сжечь», «Умственный дегенератизм», «Если этот выродок уже ступил, глумясь, на эти святые плиты, пусть у него обе ноги отсохнут. И мозги. Желаю ему этого от души. А доброму человеку, кто возложит цветок на них – добра и счастья», «Смерть постигнет всех, кто ступит на эти плиты, за глумление над памятью упокоенных»…
Между тем в музее начали оправдываться, мол, плиты для крыльца взяты не непосредственно с солдатских могил. Ступенями служат бывшие монументы коммунистическим деятелям. Однако, как пишут СМИ, местная пресса выяснила, что без солдатских памятников здесь не обошлись.
И это еще не всё. В самом музее открылась выставка «Путь к свободе», восхваляющая нацистов, легионеров СС и «лесных братьев», а красноармейцы, борцы с нацизмом и современные российские военные представлены садистами и убийцами. И здесь, вероятно, также приложил руку Эгилс Хелманис, который частенько бывал в Украине, где фотографировался с местными нацистами.
Но умственный дегенератизм некоторых чиновников города Огре на этом не прекратился, наоборот усилился. Как информирует интернет-портал vz.ru, на третьем этаже музея разместилась экспозиция «Мы и они», рассказывающая о борьбе украинцев за свою страну. Одним из экспонатов там стал манекен, облаченный в современную военную форму России со следами крови – она была снята с погибшего российского солдата и доставлена в Латвию из Украины. Ее историю сотрудник музея, отставной майор латвийской армии Гунарc Русиньш, рассказал журналистам следующим образом: «Украинские солдаты передали нам этот комплект формы. Когда везли, в автобусе чувствовался неприятный запах... Когда открыли мешок, поняли, что это свернувшаяся кровь, которая и давала этот запах».
Подобная инсталляция шокировала и самих латышей. «Насколько надо быть больным, чтобы сделать что-то подобное?!» – писали возмущенные люди в комментариях.
Не смог промолчать и депутат Елгавской думы Андрей Пагор. Как сообщил телеграм-канал Baltnews, мужчина вышел к Огрскому музею с плакатом: «Мэр Огре – подонок». Депутат уверен, что именно по приказу Хелманиса крыльцо здания было сделано из плит памятников советским солдатам, а в музее выставили манекены, на которые надели форму, снятую украинцами с убитых российских военных.
«Поэтому по факту мародерства в Огре подано заявление в полицию и прокуратуру, по статьям 74.1, 76, 78 и 140 Уголовного закона, а именно: о возможном разжигании национальной или этнической розни, поддержке и популяризации мародерства и военных преступлений», – заявил Андрей Пагор.
Уверена, если таких заявлений будет больше, то умственного дегенератизма станет меньше. Кстати, скандальную экспозицию в музее закрыли. На очереди – крыльцо музея.