Антикварный бизнес – загадочная для простого обывателя сфера. Что сегодня происходит на этом рынке, какие старинные вещи пользуются популярностью и кто их покупает, рассказал искусствовед-антиквар из Витебска Эдуард Самойлов (имя изменено).
Цена на антиквариат формируется из трех основных факторов: ценность, редкость. В них входят еще сотни различных критерий, из которых и составляется итоговая сумма.
Есть такая шутка, что антиквариат — это вещи, которые забыли выбросить, прежде чем они выросли в цене. Но далеко не каждую старую вещь можно назвать антикварной — потребуется ряд признаков.
Возраст. Для Беларуси, стран СНГ это 50 лет и более. Хотя, например, в США возрастные рамки намного строже: там к антикварным относят вещи, изготовленные аж до 1830 года. Уникальные вещи, которым от 15 до 50 лет, — это винтаж.
Редкость. Чем меньше подобных предметов на рынке, тем выше они ценятся. Антикварные предметы называют раритетами, например, мебель в стиле сталинский ампир, потому, что в те годы качественную мебель выпускали маленькими партиями. Есть еще уникумы — они существуют в единственном экземпляре.
Материальная и духовная ценность. Бывает старинные вещи изготовлены из дорогих материалов: покрыты золотом или украшены драгоценными камнями. Второй важный аспект — культурные ценности: некоторые вещи особо ценятся потому, что отражают вкус и веяния эпох.
Из истории
Изначально в царской России были лавки старины. В советское время существовали комиссионки. Черный же рынок антиквариата также был. После распада СССР появились полноценные антикварные магазины.
– Эдуард, расскажите о своем увлечении. Как вы стали заниматься антиквариатом?
– Все очень просто. Начинал коллекционировать советские значки. Потом стало многое интересовать. Был антикварный магазин в Витебске, сейчас работаю онлайн, создал свой сайт, планирую открыть магазин-галерею: крупный, атмосферный, чтобы там проводить лекционные занятия. А вообще я – индивидуальный предприниматель. Получить диплом, который подтверждает мой род деятельности, обучился профессиональным навыкам. Поэтому я также искусствовед, защитил диссертацию о фарфоре. Я работаю с многими институтами технической акустики, в том числе и НАН Беларуси, с профессионалами, которые помогают изучить и сделать экспертизу старинной вещи.
–Кто сегодня интересуется антиквариатом?
– В первую очередь – коллекционеры. В Витебске их мало. Раньше коллекционирование антиквариата было хобби, ныне это занятие умирает. Экономический рынок постоянно меняется. Сегодня в моду вошли подарочные издания, которые приобретают на торжества состоятельным людям. В основном покупатели ищут эксклюзивный презент на какой-либо праздник, юбилей. Немало среди интересующихся старинными вещами и молодежи, которая креативно подходит к выбору подарка. Например, покупают авторскую винтажную живопись, которая, кстати, стоит не так дорого. Если она красиво оформлена в рамку, написана маслом, то с течением времени будет только дорожать. Подарки могут быть фарфоровая тарелка, статуэтка, посеребрянные столовые наборы, богемское стекло. Вещи из фарфора официально занесенные в BRADEX – всемирный каталог системы нумераций предметов искусств. Тот, кто покупает себе форфоровую чашку, винтажную или антикварную с ручной росписью, может быть уверен в том, что материал не вреден, а такой вещицы у ваших знакомых точно не найдется.
– Как распознать настоящий антиквариат?
– Во-первых, ищите клеймо изготовителя — нарисованную, продавленную или проштампованную с внешней стороны дна маркировку. Это может быть эмблема фабрики или цифры, указывающие на серию или дату изготовления. Во-вторых, посчитайте количество предметов. Полные сервизы ценятся дороже, даже если на некоторых экземплярах есть сколы. А вот единственная чайная пара из серийного сервиза вряд ли заинтересует коллекционеров. В-третьих, рассмотрите декор. Большую ценность представляет посуда, расписанная вручную. В-четвертых, посоветуйтесь с профессионалами и коллекционерами, имеющими опыт. Многие предметы не станут антиквариатом – это тысячные партии, предметы быта.
– Насколько люди доверяют антиквару?
– Многое зависит от того, насколько человек честен. В 90-х годах, когда не было интернета, люди приносили вещи в антикварный магазин. У антиквара были каталоги, исходя из которых формировалась цена за товар. Сейчас многие сначала смотрят информацию о вещи в интернете и идут в магазин уже подкованные. Но не всегда сайты соответствуют действительности. Антиквар говорит ему реальную стоимость. Однако многие не верят и начинают спорить.
Допустим, приносят вещь, которая стоит 50 рублей. Антиквар ее покупает: 40 рублей отдает продавцу, а 10 оставляет себе. Или антиквар берет вещь на комиссию. Официально заключает договор, оставляет себе проценты. Бывает необходимость отдать ее на реставрацию. Все это работает на доверии и на репутацию. При хорошем исходе люди оставляют на сайте интернет-магазина положительные отзывы.
– Коллекционируете ли вы что-нибудь сами?
– У меня порядка двухсот фарфоровых статуэток, много картин. Когда собираешь определенные вещи 10 лет, начинаешь переключаться на другое. Так, раньше у меня была коллекция утюгов. Что-то из нее уже распродал.
– Как ищете товар?
Знакомые клиенты или друзья сами предлагают вещь либо приходится самому искать товар, коллекционеров, которые занимаются антиквариатом. Некоторые приносят вещи от умерших родственников, другие выбрасывают, как они думают старье и хлам, не зная об их ценности. А ведь она может быть дорогая и через несколько лет возрастет в цене.
– Ваша профессия связана с риском? Почему вы не хотите называть свое настоящее имя?
– После того, как пару раз грабили антикварный магазин, не хочется лишний раз пиариться, называя себя. Один прочитает статью и порадуется, другой – заинтересуется, чтобы что-то купить, а третий скажет, что все мы – мошенники, найдет в интернете фото, и все – ты под прицелом. (смеется – Прим. авт).
– Спасибо за интересную беседу.
Беседовала Ирина ХАСАНОВА.