Задачи, стоящие перед экономикой страны, требуют новых подходов, в том числе к техническому и профессиональному образованию. Если на производстве рабочих рук не хватает, почему бы их подготовкой не озаботиться самим предприятиям?
Казалось бы, элементарное решение актуального для Беларуси вопроса пробуксовывает.
Систему целевого направления никто не отменял, но поскольку проблемы остаются, значит, пора в ней что-то пересмотреть. Какие иные варианты государственно-частного партнерства в профтехобразовании практикуются в области и насколько они эффективны, выясняла корреспондент «Витебских вестей».
В чем проблема?
За последнее десятилетие в Беларуси сложились две устойчивые тенденции: повышение престижа и доступности высшего образования и снижение интереса молодежи к профессиональному. Система профтехобразования обеспечивает подготовку кадров примерно на 22-23% от потребности предприятий и организаций. Рабочих нужно больше, а желания учиться по этим специальностям у выпускников школ нет.
Но дело не только в престиже. Нередко выпускники учреждений образования, ведущих подготовку квалифицированных рабочих, получают зарплату больше, чем молодые специалисты из вузов, и такие профессии привлекают абитуриентов. Но куда они пропадают потом, если все равно наблюдается кадровый голод?
— Мы фактически единственные в стране, кто готовит кадры для мясоперерабатывающей отрасли. Но при этом не знаем, какую потребность в специалистах испытывают другие регионы, — рассказал директор Оршанского профессионально-технического колледжа Геннадий Синявский. — Лишь проведя на своей базе республиканский семинар, выяснили, что в Беларуси порядка 400 предприятий отрасли, которые слабо проявляли себя как заказчики, полагая, что выпускники в любом случае к ним попадут после учебы. Но сейчас они осознали, что стоит перестраховаться, чтобы вернуть на родину молодежь, которая у нас обучается. Так что теперь из 15% целевого набора подавляющее большинство — представители других регионов страны.
По специальностям мясопереработки набор идет хорошо. В этой профессии достойный заработок: у обвальщика от 5-6 млн рублей в Витебске, а в России и Западной Европе заметно больше. Поэтому нашим предприятиям следует быть более активными: целевой договор гарантирует отработку специалиста, а также улучшает экономическое состояние организации, которое из-за специфики отрасли подвержено сезонным влияниям.
— Целевые направления давно практикуются, и увеличение количества таких договоров — одна из наших основных задач, — сказал ведущий специалист отдела трудового воспитания и профессиональной подготовки управления образования облисполкома Александр Якубов. — Но, хотя многие учебные заведения готовят, скажем, швей, токарей, водителей, трактористов и так далее на целевой основе, заказчики из числа предприятий не проявляют большой активности. Чтобы стать инициатором целевого обучения, нужно заинтересовать молодежь. Лучший стимул, конечно, высокая зарплата. Но также это достойный социальный пакет, наличие корпоративной культуры, перспектива профессионального роста и прочие бонусы.
ЕСТЬ решение
Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков им. Г. В. Семенова начал вводить необычную форму целевого договора, третьей стороной в котором выступает Оршанский льнокомбинат. Соглашение заключается не с начала обучения, а ближе к выпуску специалистов, накануне их производственной практики на комбинате.
— К этому моменту учащиеся становятся совершеннолетними, имеют представление о своей будущей профессии. Поэтому документы подписывают действительно заинтересованные в трудоустройстве молодые люди, — пояснила заместитель директора по учебно-производственной работе Светлана Рыжикова.
После выпуска ребята по договору должны отработать на предприятии не один, а два года, что, естественно, заставляет подойти к принятию решения особенно серьезно. Дополнительным стимулом являются доплаты во время практики на льнокомбинате в размере 300тыс. рублей ежемесячно (при выполнении нормы и отсутствии пропусков). В прошлом году на такие условия согласились и теперь являются работниками предприятия 11 выпускников по специальности «Ткач-швея» и 8 операторов ленточного оборудования.
Другие ПТУ и ссузы также ищут усовершенствованные варианты трехсторонних целевых договоров. Одним из них может стать дуальная система профобучения, которая комбинирует теорию и практику, обеспечивая высокий процент трудоустройства выпускников, полностью отвечающих требованиям работодателя. Заказ на профессионалов формирует малый и средний бизнес. Фирма финансирует обучение специалиста, обязуется брать на практику — 80% времени учащийся проводит на производстве.
Дуальные системы в Европе активно используются в таких областях, как техника, экономика и социальное обеспечение, но не практикуется в искусстве и гуманитарных науках.
Кадры готовит «Белвест»
Первые шаги по внедрению дуальной системы в этом году делает СООО «Белвест». Совместно с Витебским государственным профессионально-техническим колледжем легкой промышленности разработан проект целевого договора, благодаря которому, как надеются на предприятии, больше не придется брать людей «с улицы», а можно готовить профессионалов, заинтересованных в будущей профессии и знающих место и условия работы.
В середине сентября для первокурсников, поступивших после 9 и 11 классов в колледж на специальность «Сборщик обуви», провели экскурсии по «Белвесту», показали цеха, технологические процессы, продукцию и рассказали о преимуществах работы именно на этом предприятии, а также об условиях целевого договора.
— Нам нужны молодые кадры, для чего и разработан данный проект, — пояснил ребятам заместитель генерального директора предприятия Михаил Шатунов. — Условия договора не требуют от вас чего-либо сверхъестественного: нужно всего лишь хорошо учиться, не пропускать занятия. В любом случае, вам потом придется искать работу. Но, заключив договор, вы ежемесячно будете получать дополнительное материальное стимулирование от «Белвеста» в размере 2 базовых величин (сегодня это 200 тыс. рублей), сможете раз в году приобрести одну пару обуви со скидкой 20%, во время практики будете бесплатно питаться в нашей столовой, а по окончании трудоустроитесь в соответствии с полученной специальностью, профессией и присвоенной квалификацией на фабрику.
Казалось бы, условия более чем выгодные. Неужели нет никаких подводных камней?
— Их на самом деле нет, за этим проследило руководство нашего колледжа, — заверила мастер производственного обучения Татьяна Резанова. — Но мы также объяснили ребятам, что из «двоечников» хорошие специалисты не получатся, а плохие предприятию не нужны. И «Белвест» вправе не выплачивать свою стипендию нерадивым учащимся, а также расторгнуть договор, в случае чего выпускнику придется компенсировать понесенные предприятием затраты.
— Оценивать, у кого какие способности, мы будем во время сквозной практики на предприятии, т. е. в течение всего времени обучения в колледже, — рассказала исполняющая обязанности старшего мастера цеха 3/4 Оксана Спринсян. — Учащиеся будут работать только на тех процессах, которые им нужны по специальности (в частности, затяжщик). Талантливых будем обучать дальше, продвигать на более высокие категории, с большей зарплатой.
Услышанное заставило задуматься вчерашних школьников, многие из которых, к слову, обувщиками стать не мечтали, а в колледж поступили, потому что в другие учреждения образования по тем или иным причинам не прошли. Но в ходе экскурсии ребята, особенно мальчишки, проявляли живой интерес как к особенностям технологического процесса, так и к условиям труда. Расспрашивали работников о зарплате (средняя на «Белвесте» — 6 млн. рублей). С удивлением узнали, что тех, кто не курит на территории предприятия, ежемесячно поощряют премией — 300 тыс. рублей. А те, кто не болеет, получают дополнительно 10% от сделки.
Прочие бонусы и гарантии не пробовавших еще взрослой жизни ребят пока не сильно заботили. Но вопрос о жилье, разумеется, прозвучал. «Белвест» обязуется содействовать в получении койко-места в общежитии сторонней организации, для одиноких работников это устроить проще. Кроме того, по словам Михаила Шатунова, достигнута договоренность с горисполкомом о строительстве собственного общежития предприятия, сейчас идет поиск подходящей площадки. Предполагается, что оно будет построено в течение 1-1,5 года.
Другим предприятиям тоже пора осознать, что залог их экономических успехов — в решении кадрового вопроса.