Сегодня сложно найти ребенка, который не посещал бы хоть один кружок, спортивную секцию, да любое дополнительное занятие уже с детсадовского возраста. Особо прогрессивные родители готовы вкладывать любые деньги, чтобы их чадо умело петь, танцевать, занималось спортом, говорило на нескольких иностранных языках, расценивая это как необходимое капиталовложение в успешное будущее.
На такой спрос современных мам и пап всегда найдется предложение, и не одно. В частности, в Витебске, помимо государственных учреждений, в том числе дополнительного образования, в эту сферу все активнее подключается бизнес. Частные кружки, студии прирастают количеством и посетителями.
Однако как правильно подобрать для ребенка нужное и интересное ему занятие? Как совместить дополнительную занятость школьника и не перегрузить его? Стоит ли учить английскому языку с малых лет? Какой вид спорта кому больше подходит?
Знания через творчество
Многие родители делают акцент на интеллектуальном развитии, детей с 3-4 лет начинают водить на занятия, нацеленные на подготовку к школе. Или же сами с ребенком штудируют букварь и изучают счет. На это у психолога Центра здоровья молодежи Витебского областного детского клинического центра Инны Титовой несколько иной взгляд:
– Что касается подготовки к школе, родители должны знать, что есть сроки созревания головного мозга, в частности, зоны, отвечающие за освоение навыков и мышление, начинают развиваться ближе к 7-8 годам. Если ребенок не понимает числовой последовательности, обучение счету не поспособствует развитию мышления. Аналогично и с чтением: рано учить ему, когда малыш еще не осознает, что буквы – это символы звуков, которые складываются в слова. Более того, психологи определили, что изучение алфавита в 3-4 года в последующем затрудняет письменную речь.
По наблюдениям специалиста, детям, которые научились читать и писать до школы, обычно скучно в 1 – 2-м классе, поскольку они уже прошли данный материал. На третий год учебы нередко начинают, наоборот, отставать от сверстников, так как до этого привыкли отдыхать, поскольку все умели, а затем может вовсе пропасть желание учиться.
– Главное, чтобы к школе у ребенка были хорошо развиты устная речь и познавательная активность, которую могут сформировать только родители, – говорит Инна Владимировна.
–Для мелкой моторики, способствующей речи, подойдут лепка из глины, пластилина, рисование, собирание конструкторов, – отмечает специалист. – Вообще каких-то строгих рекомендаций нет, каким детям чем заниматься. Для дошкольников хорошо рисование, любой вид творчества, который будет им в удовольствие. Родителям важно не перегрузить свое чадо. Норма для дошкольников – не больше двух занятий, одно из которых творческое (рисование, пение, музыка и прочее), другое – для физической активности (спорт, танцы).
Говоря о танцевальных кружках, психолог обращает внимание, что они благотворно влияют на крупную моторику, развивают координацию. Единственное, следует учесть, что если ребенок застенчивый, то не стоит заставлять выступать на сцене, иначе это только расшатает его нервную систему и снизит самооценку.
Музыка или английский?
Все чаще современные родители отдают предпочтение иностранным языкам, которые, по мнению многих, уж точно пригодятся их сыну или дочери во взрослой жизни. А вот навык игры на фортепиано, скрипке или других инструментах, наоборот, считают бесполезным, за исключением, если у них растет юный Моцарт. В принципе, понять такую позицию можно, однако есть некоторые нюансы, которые пояснила психолог.
Действительно, знание английского языка не помешает никому в современном мире, но эффект от его изучения в раннем возрасте под вопросом.
– Последние исследования показывают, что ребенок, который начал осваивать английский в 4-м классе, будет знать его не хуже того, кто изучает его с дошкольного возраста. В 5-6 лет дети просто зазубривают слова, у них очень хорошо развита механическая память, но это самый слабый ее вид. Ассоциативная память, логическое мышление формируются только к 13 годам, – рассказывает Инна Титова.
Дети, которые посещали музыкальную школу, будут лучше воспринимать любой иностранный язык и иметь хорошее произношение.
– Зоны мозга, ответственные за обработку музыки, находятся рядом с речевыми. Играя на инструменте, ребенок учится отличать тонкие звуковые оттенки, – комментирует психолог. – Кроме того, музыка развивает логическую память, внимание и даже математические способности, снимает излишнюю эмоциональность. Особенно рекомендуется приобщать к данному виду искусства расторможенных детей: классические мелодии гармонизируют эмоциональные всплески.
Каждому свой спорт
Слишком активных детей хорошо отдавать в спорт, особенно в командный (например, футбол), а также в гимнастические виды, легкую атлетику. Застенчивого ребенка, которому сложно общаться со сверстниками, все же не стоит направлять на бокс или борьбу. Как правило, ребенок интуитивно чувствует, какой вид спорта ему интересен. Но если явного предпочтения не наблюдается, то можно менять направления, но не чаще, чем раз в три месяца, советует психолог.
Свои критерии у сотрудников областного диспансера спортивной медицины. Прежде всего, возрастные. С 5 лет дети могут заниматься художественной гимнастикой, с 6 – акробатикой, прыжками на батуте, аэробикой, теннисом, хоккеем, шахматами, с 7 – баскетболом, плаванием, футболом, с 9 – боксом, борьбой, тяжелой атлетикой (девочкам поднимать штангу разрешается только после 13).
– Некоторые стараются устроить детей в платные спортивные группы чуть ли не с 3-4 лет, но лучше не спешить. В дошкольном и младшем школьном возрасте можно начинать с гимнастических видов спорта (спортивной и художественной гимнастики, прыжков на батуте, акробатики), которые разовьют гибкость, мышечную силу. Или обратиться к игровым видам спорта – для ловкости и координации. И только потом уже определяться с другими специализациями в зависимости от возраста и склонностей ребенка, – рекомендует заведующая отделением спортивной медицины Наталья Горшкова.
Еще один обязательный критерий – состояние здоровья. Например, для часто болеющих детей, с аллергией не показано плавание. Ребятам с плоскостопием не советуют заниматься тяжелой атлетикой и борьбой. Малышам даже с легкой степенью близорукости противопоказаны занятия батутом, акробатикой, спортивной гимнастикой, восточными единоборствами.
Для отбора детей к занятиям отдельными видами спорта важны антропометрические данные, например, – телосложение. В частности, детям невысокого роста хорошо подойдут прыжки на батуте и спортивная гимнастика, полненьким – борьба, рослым – волейбол, баскетбол, гребля, прыжки в высоту. Девочки крепкого телосложения и физически развивающиеся быстрее своих сверстниц, как правило, добиваются достижений в тяжелой атлетике.
Пора играть
Ответственные и любящие родители стараются дать своему чаду как можно больше всего самого, на их взгляд, лучшего. Однако вместо пользы и радости это может стать тяжким грузом для ребенка. С результатами таких благих намерений психологу не раз приходилось сталкиваться в своей практике.
Например, дочь водили в танцевальную студию, занятия ей нравились, и поскольку хореография давалась хорошо, девочку активно задействовали в выступлениях. Вдобавок к этому в начальных классах записали на рисование. Из-за переутомления у школьницы развился серьезный невроз, появились необъяснимые страхи.
– В первом классе вообще не рекомендуется водить ребенка на дополнительные занятия. Если до этого чем-то занимался, то продолжить занятия можно, но следует уменьшить нагрузку. Дети и так испытывают большой стресс в период адаптации к школе. Родителям важно обращать внимание на состояние ребенка, не что он говорит, а как выглядит после занятий – довольный и счастливый или очень уставший и думает только о том, как лечь спать. В последнем случае стоит задуматься и пересмотреть график, – советует Инна Титова.
Другой пример. Четвероклассник посещал спортивную секцию. Частые тренировки, которые не были ему в радость, плюс требование родителей высокой успеваемости в школе так изнурили ребенка, что, придя домой, он ложился пластом, уставившись в потолок, появился длительный нервный тик, а потом и вовсе мальчик достал свои старые игрушки, с которыми играл будучи совсем малышом.
– Родителям надо понимать: если они ждут от ребенка высоких достижений в спорте, то в учебе должны дать поблажку, – комментирует психолог.
К сожалению, нынешние мамы и папы стали забывать, что детство – пора игр, подменяя это священное право своего сына или дочки насыщенным графиком, от которого даже у взрослого голова кругом пойдет.
– Через игру формируется образное мышление, развивается воображение, которое очень важно в формировании логического мышления. У малыша должно быть минимум два часа свободного времени, у младших школьников в силу большей занятости – хотя бы час. Но не у телевизора или за гаджетом, пусть он рисует, лепит, собирает конструктор или просто побегает, попрыгает, тем самым снимет напряжение от учебы, – говорит Инна Титова.
Нужно не только вкладывать готовые знания в ребенка, но и давать возможность играть, воображать, мечтать. Только так можно вырастить здоровую, развитую и эрудированную личность, умеющую нестандартно мыслить.
Фото Дмитрий ОСИПОВА и из открытых источников.