35 лет назад завершили карьеру известные витебские мотогонщики Александр Корсаков и Сергей Зайцев. В свое время они были кумирами для сотен людей. Мастера спорта СССР, дважды серебряные призеры чемпионата Союза, двенадцатикратные чемпионы БССР, победители более 50 соревнований на мотоциклах с коляской в классе 650 — 1000 куб. см. Александра и Сергея знали практически во всех городах Беларуси, во многих регионах России, Прибалтики, Украины и других республик.
Отец Александра Корсакова всю жизнь отработал водителем, в доме всегда было много «железяк». Наверное, это и привело парня в Витебский автомотоклуб. А дальше – обычный тогда для большинства начинающих путь: нужно было собрать из железного хлама машину, что становилось испытанием на терпение, трудолюбие, техническую смекалку. На первых соревнованиях – чемпионате БССР – Александр Корсаков стал победителем на личных мотоциклах. После этого пересел на спортивную машину. В 1971-м поступило предложение о тренерской работе. Приблизительно в это же время родился экипаж в составе братьев Александра и Леонида Корсаковых. На протяжении двух лет он был сильнейшим в Беларуси. С 1974 года напарником стал Сергей Зайцев, до 1985-го тандем двенадцать раз брал золото на чемпионатах БССР.
Невозможно оставаться равнодушным, наблюдая кросс на мотоциклах с колясками. Вызывают восхищение синхронные действия водителя и его напарника. В слаженной работе дуэта – путь к успеху. Колясочник должен предугадать каждое движение своего товарища, который ведет тяжелую машину.
Дважды серебро
1978 год. Чемпионат Советского Союза в Кишиневе. В тот день спортсмены демонстрировали виртуозность и мастерство на раскисшей от дождя трассе. Почти тридцать экипажей из Минска, Гродно, Витебска, Кишинева, Киева, Чернигова и других городов страны оспаривали главный приз. Лишь третий заезд выявил победителя. Александр Корсаков и Сергей Зайцев выиграли серебряные награды. В то время мотоцикл наших ребят по мощности уступал машинам конкурентов, особенно членов сборной СССР. Существенный недостаток гонщики компенсировали совершенной техникой и тактикой езды, отличной физической подготовкой и предельно слаженной работой.
Александр Корсаков
Следующий чемпионат СССР проходил в латышском Виляке. Мотоцикл готовили своими руками, изменили кинематику подвески – машина стала устойчивее. Четкий, быстрый старт, хладнокровие, уверенные действия, умение использовать малейшие ошибки соперников – и снова серебро. Такого успеха не добивался ни один экипаж из Беларуси.
Кульбит гонщика
После Александр Корсаков и Сергей Зайцев побеждали на традиционных мотокроссах в Прибалтике, Киеве, Смоленске, Гродно, Брянске, Чернигове, Калуге. И снова Кишинев.
В первом заезде на одном из поворотов колесо коснулось песчаного отвала. Мотоцикл на полном ходу перевернулся, подмяв под себя колясочника. Когда пыль рассеялась, все увидели распластанного на земле Зайцева. Он смог подняться и продолжить заезд. Уже через два круга экипаж настиг арьергард. С ходу обогнав несколько машин, добрались до середины гонки. В четких действиях Александра Корсакова только опытный глаз мог заметить небольшие огрехи, когда он, подстраховывая напарника, брал часть работы колясочника на себя. Никто не предполагал, что уСергей Зайцева поврежден позвоночник и травмирована шея. К сожалению, показать свой финишный спурт ребятам не довелось. Из-за ошибки хронометриста они закончили гонку раньше положенного времени.
Сергей Зайцев
Последний старт
В 1985-м экипаж завершил спортивную карьеру. Тогда на последний старт Александра Корсакова и Сергея Зайцева также вышел другой сильнейший витебский тандем Александра Кашперко и Сергея Толяронка.
Прошел сильный дождь, превративший трассу в сплошное месиво. В подобной ситуации решающим фактором становилось техническое мастерство и физическая выносливость. Местами приходилось двигаться вслепую, ориентируясь лишь на звук едущих впереди машин. Падали, поднимались и снова бросались вперед. В этой напряженной и упорной борьбе победили мастера спорта СССР Александр Кашперко и Сергей Толяронок – ученики Александра Корсакова.
Продолжение в сыне
Прошли годы. И вот на трассе в Тулово – автокросс. Обстановка была весьма напряженной. Машины совершали кульбиты и оставались лежать, пока их с помощью зрителей не переворачивали на колеса, застревали в грязевых ваннах на поворотах. Какова же была радость прославленного спортсмена, когда в классе Д-1 первое место занял Алексей Корсаков – его сын.
Как-то пришлось присутствовать при разговоре Александра Корсакова с сыном: «Леша, прежде всего нужно влюбиться в мотор. Не в скорость, а именно во все, из чего состоит автомобиль. С утра до ночи копаться в железках собственными руками, не раз сбивая их до крови».
Николай ВЕЛЮГА, Витебск.