Как легко делать покупки через всемирную паутину, знают заядлые шопоголики. За час-другой можно обследовать десятки магазинов, а потом нажатием пары клавиш купить все то, что понравилось. Но самое главное — не надо тащить тяжелые сумки, заказ доставят прямо к порогу дома. Покупки в виртуальных универсамах действительно становятся все более популярными среди наших сограждан. Корреспондент vitvesti.by решила разобраться, каковы правила такого шопинга.
Удобно и экономно
«Мой «роман» с интернет-магазинами начался, когда я была в декрете, — рассказала жительница Витебска Елена о своем первом опыте покупки через сеть. — Мне как матери-одиночке до городских торговых точек с коляской нелегко было добираться, особенно когда погода плохая. И электронный супермаркет стал для меня палочкой-выручалочкой. Здесь можно приобрести все: от влажных салфеток и подгузников до детских кроваток и санок. При этом зачастую стоимость на товары несколько ниже, чем в реальном магазине. А если берешь оптом — выгода получается приличная».
Уже 10 лет как Елена продолжает делать покупки через сеть.
«Стараюсь заказывать вещи только на тех сайтах, которые имеют хорошую репутацию, не берут предоплату и предоставляют возможность примерить одежду, — прокомментировала она. — Лучше зарегистрироваться на нескольких ресурсах, это позволяет проводить мониторинг цен. С любой покупкой спешить не нужно: можно наткнуться на акцию и даже на 80% дешевле купить товар. Самые крупные распродажи обычно случаются к праздникам, а также сразу после них».
Купила кота в мешке
«При всем разнообразии интернет-магазинов только единожды сделала виртуальную покупку, — рассказала еще одна моя знакомая Ирина. — На мой взгляд, самой большой минус такого шопинга — привезут не то, что заказывал. Так, на одном из сайтов решила приобрести женский демисезонный пуховик, две женских и одну мужскую футболки, джемпер для мужа. Когда я оформила заказ, мне перезвонила оператор и уточнила информацию о каждой вещи: размер, цвет и стоимость.
Через несколько дней посылку доставил курьер, ее оплатила на месте, причем банковской картой. Это очень удобно. Но содержимое меня разочаровало. В пуховике была небрежно сшита внутренняя резинка. Женскую футболку прислали на размер больше, джемпер был маломерный.
Я, наверное, отношусь к категории пассивных покупателей и не стала возвращать то, что не подошло, хотя это можно было сделать в течение 14 дней, как указано на сайте. Честно говоря, не хотелось тратить время на поход в отделение РУП «Белпочта», чтобы отправить посылку обратно».
Правила интернет-торговли
Несмотря на некоторые недостатки электронного шопинга, растет спрос на услуги интернет-магазинов, соответственно, их численность тоже увеличивается.
— С 2015 года количество электронных торговых площадок в Витебской области возросло более чем в два раза, — сообщила начальник отдела организации торговли и бытовых услуг главного управления торговли и услуг Витебского облисполкома Наталья Елисеева. — По состоянию на 1 января 2019 года их было зарегистрировано 698.
Росту покупательского интереса способствует прозрачность работы виртуальных магазинов, к которым в нашей стране предъявляются строгие требования.
Как отметила Наталья Игоревна, чтобы осуществлять торговлю в сети, субъектам хозяйствования необходимо зарегистрировать свой интернет-магазин в Торговом реестре Республики Беларусь. Сайт разместить под доменным именем в зоне .by или .бел.
На главной странице нужно указать данные о продавце: наименование организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации, в том числе наименование органа, осуществившего ее).
Также здесь должна быть информация о режиме работы магазина и дате его регистрации. Кроме того, обязательно наличие сведений о товарах: наименование, цена в белорусских рублях, изготовитель, установленные гарантийные сроки, условия доставки и оплаты, образцы и порядок оформления документов, подтверждающих факт покупки.
За нарушение законодательства при осуществлении продажи товаров в интернете предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до десяти базовых величин. Кстати, торговля через социальные сети в Республике Беларусь незаконна, допустима только реклама предлагаемой продукции с обязательной гиперссылкой на сайт продавца.
Следует также отметить, что в Беларуси запрещена интернет-торговля ювелирными, пиротехническими изделиями, лекарственными средствами и биологически активными добавками, специализированной пищевой продукцией для питания спортсменов, ветеринарными препаратами, оружием и патронами к нему, алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом, семенами мака, табачными изделиями.
Когда клиент прав?
По мере расширения интернет-рынка и вовлечения в него большого числа активных пользователей стали учащаться случаи их обмана. Поэтому девиз нынешнего Дня потребителя, который в нашей стране отмечается 15 марта, — «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий».
— При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», — отметила Наталья Елисеева. — А значит, для решения возникших проблем необходимо руководствоваться общими нормами законодательства: каждый из нас имеет право обратиться к продавцу, четко изложив свои требования. Причем претензию лучше направлять заказным письмом с уведомлением на юридический адрес продавца.
Наши граждане, как правило, ограничиваются телефонными переговорами или перепиской в мессенджерах, что в спорной ситуации сложно предъявить в качестве доказательства.
Кстати, если уж она возникла, потребитель имеет право обратиться за помощью в государственные органы, к уполномоченному по защите прав потребителей городского или районного исполнительного комитета как в письменном виде, так и устно в ходе личного приема. Но в данном случае необходимо представить соответствующие документы. Например, копию договора, чека, ответ продавца.
Вопросы компенсации морального и материального ущерба, спорные ситуации при отсутствии объективных доказательств нарушения прав потребителей решаются только в судебном порядке.
Покупателю следует помнить: если он приобретает товар по частному объявлению, размещенному на рекламной интернет-площадке, в социальных сетях или на интернет-сайтах, не зарегистрированных в национальном сегменте сети, данные отношения белорусским законодательством не регулируются, добавила Наталья Елисеева.
15 марта по всем возникшим вопросам можно обратиться на «горячие линии», которые организуют при органах местной власти в рамках проведения Дня потребителя. В крупных торговых объектах будут работать консультационные пункты по информированию граждан об их потребительских правах.
Фото из открытых источников