С 1 января в Беларуси в рамках судебной реформы начала действовать отдельная структура судебных исполнителей.
По словам начальника отдела принудительного исполнения Октябрьского района Витебска ДмитрияШнявина, проведение судебной реформы обусловило и необходимость объединения судебных исполнителей общих и хозяйственных судов в единую службу принудительного исполнения, подчиненных не судам, а управлениям принудительного исполнения. Сейчас функции по обеспечению принудительного исполнения возложены на Министерство юстиции и главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), в структурах которых уже работают соответствующие подразделения.
Как отмечает специалист, после реорганизации службы судебных исполнителей, работать им станет легче — упростится исполнительное производство. Если, например, раньше постановления о приостановлении операций по банковским счетам должников, объявление их в розыск и так далее можно было делать только по решению суда, то теперь этим правом наделены сами исполнители. Также они на основании собственного представления в суд теперь могут получить доступ и осмотреть помещения должников даже без их согласия (конечно, с участием сотрудников милиции и понятых).
Подорожали и услуги сотрудников службы принудительного исполнения. Теперь исполнение с участием судебного исполнителя обойдется в 10% от взысканных сумм или имущества (было 5%). При исполнительном производстве неимущественного характера (например, вселение-выселение) установлена плата в 5 базовых величин для физических лиц и 10 — для юридических.
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей теперь осуществляется через их вышестоящий орган принудительного исполнения (должностные лица), а только затем в судебном порядке.
В прошлом году только в суде Октябрьского района Витебска у исполнителей находилось более 47 тысяч исполнительных производств. Из года в год процент взыскания средств с должников остается практически на одном уровне и составляет примерно 50-55%.