С появлением новых возможностей заказа поездки через мобильные приложения рынок услуг такси в Беларуси вышел на новый этап развития. Платформы сделали их более доступными для пассажиров, перевозчикам стало удобнее находить клиентов. Однако даже такие метаморфозы не привели к полному исчезновению дежурящих около бордюра водителей, которые продолжают возить по собственным тарифам.
По данным областной налоговой инспекции, в первом квартале только в Витебске выявлено 18 фактов нарушения законодательства в сфере таксоперевозок, в том числе установлено три нелегальных перевозчика. Впрочем, основная доля нарушений связана с приемом наличных денежных средств и использованием кассового оборудования. В 2019 году государство однозначно разъяснило, что мобильные платформы («Яндекс. Такси», «Uber» и т.п.) относятся к категории диспетчеров такси и не являются арендаторами авто с водителем. Это означает, что автомобили, выполняющие перевозки под такими брендами, являются такси, что подразумевает наличие в них таксометров и кассовых аппаратов, а для водителей — обязанности выполнять другие требования законодательства, регулирующего эту сферу.
О том, какие это требования и что надо сделать, чтобы вырулить на легальную дорожку пассажирских перевозок, в интервью «Витебским вестям» рассказал заместитель начальника областной налоговой инспекции Олег Бакевич.
— Олег Иосифович, законодательство однозначно говорит о том, что автомобиль-такси обязан иметь кассовый суммирующий аппарат (КСА). Каким требованиям он должен соответствовать?
— Прежде всего, такой аппарат должен быть совмещен с таксометром. Помимо стандартных требований (прохождение метрологического контроля; модель, включенная в Государственный реестр КСА с указанием сферы применения — такси) обязательным условием его эксплуатации является установка средства контроля налоговых органов (СКНО). Для этого необходимо заключить договор с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Только после выполнения этих условий кассовое оборудование можно использовать для приема денег как в наличной, так и в безналичной форме с использованием платежного терминала, обеспечивающего в том числе прием к оплате банковских карт международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «Белкарт», эмиссию которых осуществляют белорусские банки.
— При каких условиях можно перевозить пассажиров без платежного терминала?
— Только в течение первых двух месяцев с начала осуществления деятельности такси. Но для этого надо иметь документ, подтверждающий, что банк-эквайер (банк, который обслуживает платежный терминал. – Прим. авт.) получил вашу заявку на установку платежного терминала.
— В каких случаях не требуется иметь таксометр?
— Только если используемая при заказе такси электронная информационная система (ЭИС) предусматривает исключительно безналичный порядок оплаты услуги.
Если такси вызывается с помощью ЭИС, или, проще говоря, онлайн-сервиса, но при этом услуга оплачивается наличными, то такая перевозка рассматривается как заказанная у диспетчера такси или перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов с помощью интернета. Соответственно, принимать наличные деньги в таких случаях надо обязательно с использованием КСА, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
В 2019 году нам удалось выявить частную компанию, которая пренебрегала этими требованиями. В ходе проверки поступившего обращения от гражданина налоговой службой установлено, что в оказывающих услуги автомобилях-такси отсутствовало кассовое оборудование с установленным СКНО, совмещенным с таксометром. В результате директор компании оштрафован на 20 базовых величин.
— Как должен действовать водитель такси при расчете с клиентом?
— По окончании перевозки он обязан рассчитаться с пассажиром и выдать чек с помощью КСА, совмещенного с таксометром. Если клиент расплачивается в безналичном порядке с использованием ЭИС, то на адрес указанной им электронной почты, указанной заказчиком услуг, высылается электронная квитанция.
КСТАТИ: Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования и платежных терминалов, в том числе за их отсутствие, в виде штрафа до 50 базовых величин, для ИП — до 100 БВ, юрлица — до 200 БВ. Нарушение порядка приема наличных денежных средств чревато штрафом от 2 до 30 БВ, для ИП — от 5 до 50 БВ, юрлица — до 100 БВ. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт оплаты услуги, влечет предупреждение или штраф до 10 БВ.
Фото из открытых источников.