Информатизация отрасли в Витебской области началась несколько лет назад и сегодня выходит на качественно новый уровень.
Кажется, совсем недавно северный регион страны был пионером по внедрению электронных рецептов и амбулаторных карт. Создавалась интернет-регистратура, открывались кабинеты телемедицины. Различные медслужбы активно внедряли информационно-коммуникационные технологии, уходили от бумажного документооборота. Все это постепенно стирало барьеры между учреждениями здравоохранения, специалистами, службами, врачом и пациентом, тем самым создавая единое информационное пространство, в котором было бы просто и удобно ориентироваться каждому. Но главный итог – повышение качества, оперативности и доступности медпомощи. С этой же целью здравоохранение Витебщины начинает осваивать облачные технологии.
В этом году стартовал проект по созданию виртуального облака, объединяющего информационные базы стационара, поликлиники и службы скорой помощи. Идея создания единой платформы и ее реализация – совместный плод работы специалистов Витебского РУП «Фармация» и областного диагностического центра, координатором выступает главное управление здравоохранения облисполкома.
Экспериментальной площадкой для пилотного проекта выбраны Орша и Миоры. И это не случайно
В нынешнем году здесь сданы в эксплуатацию после реконструкции местные больницы, оборудованные по последнему слову техники, в том числе предусмотрены условия и для применения интернет-технологий.
Начальник отдела информационных технологий, программного обеспечения Витебского РУП «Фармация» Сергей Гласко: Когда электронные рецепты прочно вошли в обиход, появилась необходимость в более широком взаимодействии
– Партнерство Витебского РУП «Фармация» с управлением здравоохранения, диагностическим центром и другими медучреждениями началось с внедрения электронных рецептов, что крайне удобно и выгодно для самих пациентов, ведь выданные карточки предполагают еще скидки и различные бонусы. К слову, для удобства населения мы также предоставили возможность интернет-резервирования лекарственных средств в аптеках области на сайте pharmacia.by. Когда электронные рецепты прочно вошли в обиход, появилась необходимость в более широком взаимодействии, чтобы единая информация о пациенте была доступна не только поликлиникам, но и стационарам, станциям скорой помощи, – рассказывает начальник отдела информационных технологий, программного обеспечения Витебского РУП «Фармация» Сергей Гласко.
– Тогда мы задались вопросом: как объединить разрозненную информацию на единой платформе, причем с наименьшими затратами, без создания огромных информационных центров и установки дорогостоящих серверов, тем более в каждом учреждении имелись собственные. Так возникла идея использовать облачные технологии. Систематизировали необходимую информацию, разработали веб-сервисы, защищенные форматы передачи данных, – добавляет программист «Фармации» Александр Юхманов.
Кстати, экономия от выбранного подхода уже ощутима: только благодаря единому узлу, без привязки каждого медучреждения к республиканскому дорогостоящему каналу, на услуги связи здравоохранение пилотных регионов теперь тратит в 3,5 раза меньше.
«Ядром» виртуальной платформы было решено сделать электронную базу областного диагностического центра, так как за несколько лет собралась обширная информация о пациентах со всей области, прошедших через учреждение.
Первыми виртуальное облако протестировали оршанские медики. С реконструкцией городской больницы №1 имени Семашко была создана автоматизированная система, к которой подключились все местные поликлиники и станции скорой медицинской помощи. Теперь работники службы «103», выезжая на вызов, могут с помощью планшета посмотреть самую необходимую информацию о пациенте: его аллергоанамнез, хронические заболевания, а также, по отоваренным электронным рецептам, выполнение рекомендаций лечащего врача.
Обслужив вызов, бригада в онлайн-режиме информирует, куда следует дальше: возвращается на станцию или везет пациента в стационар. Пока машина еще в пути, в больницу уже будет отправлена информация о пациенте, что значительно сокращает время его оформления в приемном покое, а медики уже заранее определят отделение и койко-место.
Если человек все-таки не нуждается в госпитализации, первая помощь оказана, то фельдшер передает данные в поликлинику по месту жительства для вызова дежурного врача на дом или последующего контроля.
В свою очередь, и участковые терапевты смогут видеть, как часто и по какому поводу их подопечные вызывали службу скорой помощи, какое лечение прошли в условиях стационара. Столь полная картина о конкретном пациенте поможет врачу учесть все нюансы при лечении и наблюдении, а следовательно, дать максимально точные рекомендации.
В целом же единая база с многовекторным доступом поможет еще больше усовершенствовать оказание медицинской помощи в регионе и вывести отечественное здравоохранение на прогрессивный уровень, соответствующий требованиям времени, когда верх берут IT-технологии.
Еще одна перспектива, которую открывает виртуальное пространство, – личный интернет-кабинет пациента.
– Во-первых, сам пациент, набравший 103, благодаря GPS-навигации сможет видеть передвижение машины скорой. Во-вторых, родственники, вызвавшие медиков, по специальному коду смогут узнать, в какое лечебное учреждение был доставлен их близкий. Информация сможет приходить на телефон посредством SMS-оповещения. Такая обратная связь тоже будет внедряться, система предусматривает эту возможность, – поясняет Александр Юхманов.
Пока новая система на стадии отладки в Орше – необходимо постепенное подключение всех подстанций. Для Миорской ЦРБ закуплены планшеты, подготовлена техническая база, новация на стадии внедрения.
На очереди здравоохранение Верхнедвинского района и областного центра. В конечном итоге все медучреждения Витебщины будут объединены информационным пространством, а это уже огромный шаг на пути к цифровой медицине.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.