В агроусадьбе «Заповедный остров», которая находится на берегу одного из красивейших озер Глубокского района, прошла итоговая научно-практическая конференция «Зеленые» туристические маршруты как туристический продукт и стержень устойчивого развития на местном уровне».
Деревня должна креативить
Название мероприятия соответствовало его главной теме. В числе участников встречи были представители местной власти, известные бизнес-тренеры страны, преподаватели высших учебных заведений, хозяева наиболее известных в озерном крае агроусадеб, а также те, кто желает открыть свой бизнес в деревне.
– В конце минувшего года при поддержке Программы малых грантов Посольства США на территории нашего региона стартовал уникальный проект «Креативная деревня: предприимчивость + творчество + сотрудничество = устойчивое развитие», – рассказывает инструктор-методист по туризму Глубокского районного физкультурно-оздоровительного центра Алла Галай. – Главная цель проводимых мероприятий – повысить самозанятость жителей села, обучить навыкам ведения экологического земледелия, организации успешного бизнеса за пределами городской черты. В следующем месяце участники проекта планируют провести фестиваль «Креативная деревня».
На конференции звучали креативные идеи, реализация которых сулит сельчанам неплохой заработок. И не нужно для этого вкладывать колоссальные суммы в развитие инфраструктуры, масштабное строительство или реконструкцию.
– Если удастся создать что-то такое, что тронет душу, то вознаграждение последует незамедлительно, – говорит председатель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. – Креативный продукт, основанный на ваших уникальных знаниях, владении традиционными народными ремеслами, приготовлении ароматных блюд национальной кухни, поможет стать успешным. Набирает популярность понятие «Экономика впечатлений», подразумевающее то, что самым дорогим и востребованным товаром могут по праву быть впечатления.
Валерию Клицунову многие называют мамой белорусского агроэкотуризма. Возглавляемая ею организация «Отдых в деревне» появилась лет 20 назад, когда понятия «сельский туризм», «агроусадьба» только начинали входить в обиход.
– Я тогда прониклась всеми этими идеями, поняла, насколько интересна и содержательна наша деревня, какой имеет ценный потенциал. «Зеленые» туристические маршруты содействуют развитию агроусадеб, формированию их уникальности, отличительных особенностей, а туристам дарят отличный отдых, – говорит Валерия Анатольевна. – COVID-19 в каком-то смысле придал импульс развитию внутреннего туризма в нашей стране. В общей сложности у нас насчитывается порядка трех тысяч агроусадеб. При этом в соседних странах так же активно развивается сельский туризм. Серьезная конкуренция – наилучший шанс проявить свои способности, возможности, реализовать заветные мечты.
В окружении богов
Яркий пример перспективного сотрудничества – созданный четыре года назад на Глуботчине потребительский кооператив по развитию агроэкотуризма «Велесаў шлях», победивший в минувшем году в республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» в номинации «Агротуристический кластер».
В его состав входят пять агроусадеб и одно крестьянско-фермерское хозяйство. Сотрудники кооператива предлагают туристам опуститься на дно озера с аквалангом, пожить в индейских вигвамах, стать наездником или лучником, попробовать народные блюда и деликатесы, погрузиться в чарующий мир дикой природы, принять участие в мастер-классах, этнофестивалях.
«Велесаў шлях», название которого имеет непосредственное отношение к славянскому языческому богу Велесу, погружает туристов в культуру древних славян. По словам хозяина агроусадьбы «Заповедный остров» Александра Цвирко, который возглавляет кооператив, эта тема интересна и востребована.
– Сам я из Минска, но 10 лет назад после увлекательной беседы с Валерией Клицуновой решил создать свою агроусадьбу на месте, где стоял небольшой домик и была ветхая банька. Когда принимал гостей, сам жил в палатке. Было непросто, но я понимал, что это – дело времени, – вспоминает Александр.
В Глубокском районе насчитывается порядка 50 агроэкоусадеб. «Заповедный остров» не имеет аналогов. По крайней мере, такого количества мифологических, сказочных персонажей, древних славянских символов размером в рост человека мало где встретишь. А ведь еще не все идеи реализованы.
– На въезде хотим установить привлекающий внимание указатель. Там уже есть водяной, а рядом устрашающий Перун, – делится планами Александр Цвирко. — Скоро появятся в агроусадьбе и другие персонажи, в том числе русалки, «пачвары», озерницы, водяники. А у Цмока будет даже свой дом. Главное – сохранить этот необычайный колорит. Недавно зарегистрировали туристический центр. Работы много, но она не в тягость, так как дарит радость от новых встреч, общения с интересными людьми.
И подобные инициативы приветствуются и всячески поддерживаются. Так, Валерия Клицунова передала Александру Цвирко и его супруге Елене знак «Крэатыўная прастора». Одна награда – для всего «Велесава шляху».
Секреты-подсказки
«Зеленых» маршрутов на Глуботчине может быть несколько, и, помимо «Велесава шляху», они могут объединять другие интересные объекты агроэкотуризма. На конференции присутствовали новички в данной сфере туристических услуг, которые специализируются на приготовлении душистых травяных чаев, выпечке хлеба, изготовлении сыров, медовых конфет, различных поделок. Объединив свои усилия, став единой командой, они с легкостью превзойдут конкурентов по креативности и новизне.
Присутствовавший на встрече заслуженный артист России, создатель проекта «Клоунариум» Николай Челноков размышлял о значимости театральной анимации для развития сельского туризма. Он озвучил предложение обустроить на Глуботчине усадьбу-клоунариум, организовать фестиваль, например, уличных театров. Безусловно, пытливых туристов тогда станет в разы больше.
И другие участники конференции предлагали свои идеи. Советовали больше внимания уделить разработке единой концепции, запоминающегося логотипа, схемы маршрута, объединяющего «точки креатива», созданию специального паспорта туриста, обустройству интерактивных площадок, проведению мастер-классов, например, по разучиванию старинных танцев, выпечке хлеба на живой закваске, изготовлению натуральной косметики, рукотворных сувениров.
К слову, Оксана Лашкевич – хозяйка агроусадьбы «Краіна Мар», которая также входит в состав кооператива «Велесаў шлях», на встречу приехала не с пустыми руками, привезла изумительные сыры, изготовленные по собственной рецептуре из коровьего и козьего молока.
На конференции много говорили о перспективах развития внутреннего туризма в стране, расширении перечня туристических услуг для людей с ограниченными возможностями, популяризации нематериального историко-культурного наследия Глубокского района и проблемах развития туристической инфраструктуры в минувшем столетии.
– Глуботчина из года в год привлекает внимание огромного количества туристов, – говорит заместитель председателя райисполкома Татьяна Тарасевич. – Разработаны различные маршруты, в том числе исторические, патриотические. Развивается событийный туризм. Активно в данном направлении реализуется проектная деятельность, которая содействует успешному развитию региона, придает ему свою изюминку.
Фото Дианы БЕРНИКОВИЧ