Корреспондент «ВВ» побывал на сеансе гипноза.
На приеме у гипнотерапевта я оказался впервые. Отбросив киношные страхи и предрассудки, смело сел в кресло к заведующей отделением психосоматических патологий областного центра психиатрии и наркологии Светлане Марченко. В глубокий гипноз меня не вводили, но без легкого транса не обошлось. Впрочем, обо все по порядку.
«Заколдованные» слова
На Витебщине таких специалистов, как Светлана Марченко, единицы. Далеко не каждый психиатр или психотерапевт применяет в своей работе гипнотерапию, а Светлана Аркадьевна занимается этим более 30 лет. Еще в разговоре по телефону меня зачаровал ее успокаивающий, расслабляющий голос.
Правда, несмотря на все мои аргументы, договориться о полноценном сеансе гипноза не получилось.
- Гипноз - это серьезное вмешательство в подсознание, и применять его без медицинских показаний нельзя, - объяснила мне врач. - Дело в том, что многие люди имеют психические проблемы, спрятанные глубоко в подсознании. В большинстве случаев они там остаются всю жизнь и не беспокоят. Но если ввести человека в гипнотический сон, последствия могут быть непредсказуемы.
Экспериментировать со своей психикой я не стал, и мы договорились о сеансе расслабляющего транса.
И вот я полулежу в удобном кресле напротив Светланы Аркадьевны. Затемненный кабинет, расслабляющая музыка. По словам врача, главное в гипнозе - подбор определенных слов и тихая комфортная обстановка. Киношные атрибуты вроде качающихся маятника или шаров перед глазами пациента, как, в принципе, и музыка, неважны. Порой это лишь немного ускоряет процесс погружения в полудрему. В среднем лечебный сеанс длится 40-45 минут. Пациенту же обычно кажется, что прошло намного меньше времени. Врач с помощью вопросов постоянно держит контакт с больным. Его потеря и погружение человека в глубокий сон считается серьезным браком в работе гипнотерапевта. Впрочем, по словам Светланы Марченко, ничего страшного в этом нет, ведь гипноз - промежуточное состояние между явью и сном, то есть в таком случае пациент попросту заснет и проснется сам через несколько часов. Но цель врача - лечить гипнозом, а не усыплять.
- Не помогайте и не мешайте мне, - попросила Светлана Аркадьевна перед сеансом.
Я и не собирался, включил диктофон, расслабился и стал слушать врача.
Голос у Светланы Марченко тихий, успокаивающий. Действительно хочется забыть о проблемах и расслабиться. Была не была! Забыв про свой природный скептицизм, я вслушивался лишь в слова врача, представляю, что она говорит.
Хочется спать, каждое слово попадает точно в цель, как будто даже дышится легче.
Из полудремы Светлана Марченко вывела меня с помощью счета. Сеанс занял не более 10 минут, но после него такое ощущение, будто проспал несколько часов, посветлело в голове, прибавилось оптимизма. Не верится, что простыми в общем-то словами можно так воздействовать на организм. Удивительно!
Вопросов у меня накопилось порядочно, и Светлана Аркадьевна любезно ответила на них.
Гипнотический треугольник
- Как я понял, гипноз не так уж и безобиден?
- Действительно сеанс гипнотерапии без наличия медицинских показаний может спровоцировать психическое расстройство. Наша психика - как треугольник. Один его угол - предсознание, второй - собственно сознание, а третий - подсознание, на которое, по мнению психиатров, приходится 95% деятельности человеческого мозга. Гипноз как раз открывает дверь в подсознательное, помогает познать самого себя, выяснить и разрешить проблему, которая беспокоит. Стоит понимать, что гипноз - не панацея и не средство от всех болезней. Он используется в комплексной терапии нервно-психических расстройств.
- Так что же такое гипноз?
- Это пограничное состояние между сном и явью, транс, в который врач вводит пациента словами. Но мы сами пребываем в трансе очень часто. Например, ранним утром, когда вроде бы проснулись, но еще дремлем. Во время лечебного гипнотического сеанса врач помогает наладить общение с подсознательным и по-возможности откорректировать его.
- В каких случаях обычно назначается гипнотерапия и когда она противопоказана?
- Гипноз применяется в борьбе со стрессами, тревожными состояниями, неврозами, болями, различными фобиями. Он хорошо помогает детям, которые страдают энурезом или страхами. Они более внушаемы и не анализируют свое поведение в такой степени, как взрослые, а значит, и работать с их подсознанием легче.
Гипноз противопоказан при высокой температуре, обмороке, галлюцинациях, эпилепсии, отравлениях. Он не очень эффективен в отношении сильно внушаемых людей, которые считают гипноз панацеей от всех болезней и, наоборот, в отношении тех, кто не хочет идти на контакт со специалистом. Вообще гипноз результативен только в том случае, если пациент действительно хочет себе помочь.
- Можно ли манипулировать человеком, находящимся в состоянии транса?
- Скорее нет, чем да. Стоит различать медицинский и сценический гипноз. В первом случае цель врача - помочь больному расслабиться или решить проблему, которая не дает покоя. Цель сценического - развлечение либо заработок. Действительно, человек под гипнозом может чувствовать себя в состоянии невесомости, то есть, например, «зависнуть» в очень неудобной позе. Притупляются болевые ощущения, даже можно запрограммировать сокращение кровопотери при операциях. Недаром гипноз используется в случаях, если у больного сильная аллергическая реакция на обезболивающие препараты. Многие помнят «целебные» телесеансы Анатолия Кашпировского, с которым я, к слову, училась на курсах повышения квалификации в Харькове. Занимаясь гипнотерапией по телевизору, он поступил крайне непрофессионально. После его передач в приемных покоях психиатрических больниц был аврал, я сама с этим сталкивалась. Кому-то сеансы Кашпировского действительно помогали, а у некоторых обострялись психические заболевания с непредсказуемыми последствиями.
Но в любом случае невозможно заставить человека под гипнозом делать то, что он не хочет. Например, отвечать на некорректные вопросы. Даже в подсознании есть некий сдерживающий фильтр. Если гипнотизер пытается манипулировать, человек или перестанет реагировать, провалится в сон, или самостоятельно выйдет из транса.
- А как же истории с цыганами, которые «завораживают» прохожих и забирают у них все ценное?
- Это так называемый эриксонский гипноз, названный по имени его разработчика, то есть гипноз наяву, без погружения в транс. Умение внушать им прививается с детства, опыт передается из поколения в поколения. Используется простейшая технология: выбирают легко внушаемого человека, как правило, молодых девушек, в тяжелой жизненной ситуации. Затем их, глядя прямо в глаза, шокируют определенной словесной комбинацией и «берут под контроль». Но такая связь очень слаба, достаточно отвести глаза или просто ущипнуть себя, и вы выйдете из-под влияния.
Но цыгане не единственные, кто пытается нами манипулировать. Сегодня к этому прибегают и многие продавцы, используя новейшие передовые технологии НЛП (нейролингвистическое программирование - авт.). Не стоит забывать и про эффект 25-го кадра, который в лихие 1990-е постоянно присутствовал в телерекламе.
- Есть люди, которых нельзя загипнотизировать?
- В клинических условиях и при желании пациента гипнозу поддается любой. При слабой внушаемости врачу просто потребуется немного больше времени. Обычно легче работать с женщинами и детьми.
- Можно ли использовать гипноз, например, для раскрытия, например, преступлений?
- В свое время пытались так делать, но ученые доказали, что это не очень эффективно. Дело в том, что наш мозг, особенно в состоянии стресса может рождать ложные воспоминания, которые человек иногда не может отличить от реальных. При необходимости используют не гипноз, а специальные психотропные препараты, которые затормаживают волю, их еще называют сывороткой правды.
- Может ли гипноз изменить характер человека, его отношение к жизни?
- При желании пациента в какой-то степени это возможно. В ходе сеансов можно убедить человека смотреть на мир с другой точки зрения, выбрать другой образ действий. Это особенно нужно для людей в стрессовых ситуациях.
- Как вы относитесь к самогипнозу?
- Положительно. Я сама иногда к нему прибегаю, особенно когда нужно снять зубную или головную боль. Самовнушение наиболее эффективно ранним утром, когда вы только проснулись, или поздним вечером, перед засыпанием. Необходимо проговаривать про себя некую словесную формулу, например, «Я представляю свою боль, я вижу, где она находится, я чувствую, как она испаряется» и так далее. При этом важно все это представлять.
- В заключение расскажите немного о себе. Почему вы выбрали столь сложную науку, как психиатрия?
- У меня родители - медики, я из деревни Слободка Браславского района, где в советские годы был главный центр психиатрии в стране - республиканская психиатрическая больница. Мой отец - известный психиатр. Этим увлеклась и я: с первого курса медицинского института занималась в научном кружке, с четвертого - работала медсестрой в областной психиатрической больнице. Гипнотерапии училась на курсах повышения квалификации в Харькове. В БССР тогда еще не было такой возможности.
- Каждый ли врач может практиковать гипноз?
- В принципе любой психотерапевт обладает базовыми умениями в гипнотерапии. Хотя, конечно, далеко не каждый добьется в этом успеха. Нужно любить свою профессию, уметь сострадать и гореть желанием помочь пациенту. Много работать над собой.
- Спасибо за встречу!
Фото Александра КУТЫНКО.