«До сих пор в ушах стоит свист огромного летящего снаряда, который разбил угол здания. Я как раз за ним прятался. Огромная глыба меня отбросила почти на полтора метра. Левая часть головы практически вся в крови. Очнулся уже в госпитале»— это воспоминания Михаила Игнатьевича Бобоеда из Бешенкович о ранении, которое он получил во время ожесточенных боев под Кёнигсбергом в период Великой Отечественной войны.
– Моего прадеда Прохора по согласию всей семьи отдали в рекруты: он служил 25 лет, участвовал в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии, был награжден Георгиевскими крестами. За долгую и верную службу он получил земли в родной деревне. На памятнике в Болгарии до сих пор есть его имя. Отец участвовал в возведении крепости Кронштадт, оттуда взяли в армию почтовым работником, – рассказал Михаил Игнатьевич.
У него было три брата. Самый старший Василий до Великой Отечественной войны трудился учителем, в 39-м году его призвали в армию. Участвовал в обороне Ленинграда. Там был до окончания блокады города. С войны не вернулся. Второй – Петр – окончил педучилище. По профессии успел поработать год и поступил в военное училище в Смоленске, которое окончил с отличием, и ему присвоили звание лейтенанта. Погиб при освобождении нашей страны от немецко-фашистских оккупантов. Третий – Федор – после 11 классов поступил в военное училище города Сумы на Украине. Служил на Дальнем Востоке. А погиб на родине из-за несчастного случая.
В начале войны Михаил не попал на фронт. Только летом 1944 года был призван в ряды Красной армии.
– Сначала мы шли на Лепель, Глубокое, Полоцк. Потом была Прибалтика, взятие городов Тильзит и Рагнит, – вспоминает ветеран.
Первое ранение, которое получил Михаил Игнатьевич, было легким. Второе привело на больничную койку: его зацепил снаряд во время сражения под Кёнигсбергом.
– Этот город был укреплен сильнее, чем сам Берлин, – отметил Михаил. – Одна его часть была под землей. На каждом шагу стояли пушки. На всех поступях вырыты шлюзы. В случае наступления их открывали, и вода за час затапливала все улицы.
При госпитале, где лежал Михаил, был санитарный взвод, туда его взяли учетчиком. Через месяц он был назначен делопроизводителем в 235-ю стрелковую дивизию, которая, кстати, участвовала в освобождении нашего региона. Победу встретил в Берлине.
Михаил Бобоед награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Кёнигсберга» и «За Победу над Германией». В 1985 году ему вручили юбилейный орден Отечественной войны 1-й степени.
В разных сферах проявил себя Михаил Игнатьевич и в мирное время.
– 40 лет отработал учителем математики, а затем директором восьмилетки в Челнышках, где тогда учились 220 человек, – добавил он. – Затем трудился заместителем директора межшкольного учебно-производственного комбината. После 13 лет был лесником в Бешенковичском лесхозе. Два десятка лет возглавлял ветеранскую организацию этой отрасли и лишь недавно сдал полномочия.
Имеет двоих детей – дочь Татьяну и сына Александра, оба врачи, четырех внуков: Татьяну, Антонину, Алексея и Павла, и даже троих правнуков – Александру, Владимира и Софию, которым с удовольствием рассказывает о боевом прошлом. Не забывают о Михаиле Игнатьевиче и его ученики, уже как 20 лет ежегодно приезжают проведать любимого педагога.
– На 65-ю годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков был даже на приеме у Президента нашей страны. Через два года приглашали на парад Победы в Москву, но не поехал – здоровье не то, – рассказал Михаил Игнатьевич.
Несмотря на возраст, все равно без дела он не сидит. Этой весной вскопал половину огорода, сделал грядки. Говорит: движение – это жизнь. В следующем году собирается отметить 100-летие.
Фото Дмитрия ОСИПОВА