Правильно выбранная много десятилетий назад стратегия развития позволила Поставскому потребительскому обществу стать одним из лучших в системе Белкоопсоюза и удержаться на плаву в условиях нынешней жесткой конкуренции между торгующими сетями.
В свое время правление сделало ставку не столько на продажу чужого товара, сколько на производство и реализацию собственной продукции. Треть выручки коллектив и сегодня получает именно от этого сегмента, предлагая покупателю хлеб собственной выпечки и кондитерские изделия, колбасы и копчености, соленые, маринованные и квашенные овощи. Причем для каждого производства здесь создана хорошая материальная база.
Вместе с начальником отдела заготовок, промышленности и внешней экономической деятельности Поставского потребительского общества Александром Жуком отправляемся на подведомственный ему участок. Первое, что бросается в глаза, – это абсолютная чистота на его территории, хотя сюда приходят машины с проселочных дорог, разгружаются капуста, картофель, лук.
–Люблю порядок, – коротко реагирует Александр Юрьевич. – Пищевое производство грязи не приемлет.
Таким же порядком встретило и овощехранилище. Ровные ряды сеток с капустой, луком, перцем, чесноком – все сухое, без гнили. Отдельно яблоки, картофель. В камерах свой режим хранения, за которым следит Александр Слуцкий.
– Не все овощи сразу идут на переработку, – объясняет Александр Жук. – Некоторым придется лежать до весны. Поэтому режим – основа их сохранности.
А чтобы создать и поддерживать его, кооператоры провели реконструкцию овощехранилища и цеха переработки овощей, поставили венгерское оборудование и перешли на промышленные технологии квашения, соления и маринования, производства салатов, соков по домашним рецептам и стали выпускать около 20 видов солено-маринованной продукции.
Местные покупатели, жители соседних районов и организации, которые имеют договор с поставскими кооператорами на поставку продукции цеха, могут не волноваться: ее им хватит до начала лета следующего года.
– Соленых огурцов заготовлено 150 тонн, томатов – 35 т , 3 т чеснока солено-маринованного, – перечисляет Александр Жук.
Кстати, чеснок маринованный отмечен в этом году «Хрустальным яблоком» за особый вкус, который понравился дегустаторам и покупателям. На этот продукт повышенный спрос в магазинах, многие ищут именно тот, что сделан в Поставах.
– Произвели 10 тонн сока, – продолжает Александр Юрьевич. – Но это не рекордный показатель. Год был не урожайный на яблоки, скупили все что могли у населения и крестьянско-фермерских хозяйств, однако желаемых объемов не добрали. Это не касается других овощей, которых заготовили достаточное количество, их брали у жителей своего и соседних районов, а также в Гродненской и Брестской областях.
В квасильно-засолочном цеху четыре работницы готовили к отправке в торговую сеть квашеную капусту и соленые помидоры. В их ловких руках ведерки быстро наполнялись продукцией. Ее приятный запах возбуждал аппетит и, не удержавшись, с разрешения женщин снял пробу с зеленого томата. Вкусно!
Начальник участка Зоя Урандайкина, как и ее подчиненные, работница опытная. В цеху с момента его реконструкции, технологии и рецепты знают назубок. За день фасуют до тысячи ведерок капусты. А чтобы она всегда была вкусной, каждую неделю делают новую порцию закваски, а это не менее 10 тонн.
Кроме капусты восемь работниц, а это весь коллектив цеха, готовят еще 2 тонны салатов двенадцати видов, различные овощные закуски.
Райпо поставляет продукцию во все магазины потребкооперации своего, Браславского и Шарковщинского районов, в больницы и учреждения образования области. Благодаря качеству и цене предприятие выиграло многочисленные тендеры и продолжает участвовать во вновь объявляемых. Предлагает свою продукцию и за пределами страны.
Последний выезд на ярмарку в Новосибирск порадовал выручкой. Продали изделий на 42 тысячи долларов и услышали хорошие отзывы от покупателей. Попробовав поставские огурцы, помидоры, перец, чеснок, жители города возвращались, чтобы купить солений про запас. Приглашали приехать на следующую ярмарку.
– Заготовили 436 т овощей. 348 т храним у себя, 87 – у фермеров, что специализируются на выращивании овощей и фруктов и имеют свои хранилища, – рассказывает Александр Жук.
Отношения со сдатчиками взаимовыгодные. Почти 90 магазинов нашей системы занимаются заготовкой. Если надо, выезжаем по месту жительства людей, предлагаем ту же цену, что и коммерсанты. Рассчитываемся за продукцию сразу. Поэтому смогли, например, закупить почти 500 кг лисичек и продать их на экспорт, успешно провести заготовку черники и клюквы.
Надо быть гибкими в цене, надежными в качестве, удовлетворять вкусовые предпочтения покупателей. Условия работы диктует время.
Фото Александра ОЗЕРСКОГО.