Охотовед – не только должность, но, прежде всего, и призвание, если хотите, особый талант, которым наделены немногие. Если говорить профессиональным языком, то основные акценты здесь – охрана, воспроизводство и рациональное использование охотничьих животных.
А если взглянуть с другой, более романтичной, стороны, охотовед – это и кто-то вроде детектива. Он выезжает в рейд, ходит по лесу, изучает следы машин и людей, прислушивается к выстрелам и выслеживает браконьеров. Поскольку речь идет об охране государственной собственности, у него есть право применять оружие в случае сопротивления. Он – тот самый человек, который внезапно появляется из-за ели…
…До сих пор помнит Игорь, как отец подарил ему ружье. Настоящее, пахнущее смазкой и порохом. О лучшем подарке он и не мечтал. В семье Лутковских охота – потомственное занятие. Практически все мужчины в этом роду уверенно держали в руках ружье. А Игорь – со школьных лет. И только в 22 года (в 17 лет допустили в кандидаты, а через 5 лет – к экзамену) он получил охотничий билет и почувствовал себя полноправным членом общества охотников Новополоцка. Именно в городе нефтяников Игорь Лутковский родился и вырос. «Раньше это было местечко, окруженное лесом, – рассказывает охотник со стажем. – Помню, отец утром уйдет с ружьем, а к обеду с зайцем возвращается…».
Игорю Александровичу позавидуют многие: его хобби стало профессией, а любовь к природе, унаследованная от отца, – делом всей жизни. И хотя главный охотовед района, а точнее, инженер по охотничьему хозяйству ГЛХУ «Россонский лесхоз», еще не побывал в тайге, как мечтал в студенчестве, но нашел свою тайгу здесь, в Россонском районе, и до сих пор остался верен родным лесам: «Лучше наших – нет!».
Беседуя с Игорем Лутковским, понимаешь: это действительно профессионал, личность незаурядная и цельная. О многом говорит тот факт, что, став отличным специалистом, одним из лучших охотников и охотоведов в республике, он не успокоился, пока не подтвердил не так давно свое мастерство «корочками» Московского университета – блестяще сдал экзамены и получил диплом по специальности «Охотоведение».
Вы спросите, почему не учился по призванию сразу после школы? Все просто: не «дружил» с химией и потому не смог сразу поступить в один из трех вузов стран бывшего Союза (города Балашиха, Киров,Иркутск), где учили на охотоведов. Задумался про смежные специальности. Когда «штудировал» стенд абитуриента Полоцкого государственного университета, взгляд задержал на фотографии нивелировщиков в тайге – мужиков бородатых, с карабинами и собаками. Это была одна из иллюстраций к описанию кафедр геодезического факультета. Именно тогда Игорь сделал свой выбор. Быть студентом-геодезистом оказалось совсем не так красочно, как рисовало воображение. Сплошная математика. Однако парень справился, получил диплом и ни разу об этом не пожалел. А еще успел жениться после 3-го курса. С друзьями-однокурсниками собирался в экспедицию на Енисей, но осуществить мечту и побывать в тайге не удалось – у главы семейства родилась дочь.
Приехав как-то в гости к другу в Россоны, Игорь был буквально ошеломлен красотой и первозданностью местных лесов. Поэтому, недолго думая, стал подыскивать себе в городском поселке работу и жилье. Такие специалисты, как он, были на Россонщине на вес золота, и сразу же получил должность мастера-геодезиста в ПМК-41 и дом. Новенький, только построенный работниками его предприятия. Вроде бы и быт налаженный, и жизнь течет по «правильному» руслу… Ан нет, не давала покоя Игорю мысль о работе егеря, тревожила и буравила, и снились по ночам не дальномеры и буссоль, а карабин и тайга…
На тот момент в районном обществе охотников и рыболовов такой должности не было, а когда появилась, начались сложные времена перестройки. Зарплаты не платили, и люди разбегались кто куда. Освободилось и место охотоведа в БООР. Не думая про финансовую сторону, Игорь Александрович сразу же пошел туда. На протяжении пяти лет набирался опыта в ведении документации, разбирался в специфике работы. Сейчас с особой теплотой вспоминает своих учителей – Арнольда Норбертовича Веригу, Петра Леонтьевича Наумова, Бронислава Романовича Сивохо.
А настоящая работа, о которой мечтал всю жизнь, началась в охотхозяйстве «Красный Бор» ООО «Интерсервис», куда его пригласили на должность директора. В охотхозяйство приезжали ученые и исследователи, гости из ближнего и дальнего зарубежья. Именно здесь зародился экологический туризм и были разработаны тропы для наблюдения за животными.
За 11 лет, проведенных в буквальном смысле в глуши, Игорь Александрович обрел душевный покой и сполна насладился и продолжает наслаждаться хобби, которое стало делом всей жизни. Однако из-за приличного расстояния, отделявшего его от близких, и редких выходных тяжело давалась Игорю Лутковскому роль главы семьи. Именно поэтому, уступив свою должность достойному преемнику, охотовед перебрался из «Красного Бора» в Россонский лесхоз.
За кипой документации и рейдами по «отлову» браконьеров, проверками, обследованием охотугодий района, контролем работы егерей Игорь Александрович все же находит редкие минуты для чтения любимой литературы про охоту, а с ружьем, подаренным отцом, не расстается и по сей день…