«Диалог с Ван Гогом» – так назвала свою выставку в витебской галерее «Стена» художница Маргарита Сайфугалиева.
Нидерландского живописца Маргарита Сайфугалиева считает своим учителем и порой открыто цитирует его сюжеты. Но это не авторские копии картин Ван Гога, а личные впечатления витебской художницы, вдохновленной творчеством известного импрессиониста.Маргарита Сайфугалиева увлекалась живописью с детства и даже собиралась поступать в художественный вуз, но судьба сложилась иначе. Она стала детским врачом, и уже в зрелом возрасте, когда ей было за 50 лет, вновь взялась за кисть. Отсутствие образования компенсировала изучением творчества любимых авторов, общением с художниками, которые восхищались непосредственностью начинающего автора.Как только картины Маргариты Сайфугалиевой в середине 1990-х годов стали появляться на выставках самодеятельного творчества, об авторе сразу заговорили как о ярчайшей представительнице инситного (наивного) искусства. Одни специалисты в этой области подчеркивали национальный татарский колорит художницы (Маргарита Шахиевна родом из села Кильдуразы Буинского района), другие относили ее творчество к французской школе, но все отмечали детское восприятие мира, которым проникнуты все работы.
В Национальном Полоцком историко-культурном заповеднике введена новая услуга под названием «Входной билет для семейного посещения». Это уникальная возможность ознакомиться с музейными экспозициями большему числу человек по приемлемой цене.При посещении музея всей семьей дается скидка: взрослые получают возможность купить билеты по льготной цене. К примеру, в картинной галерее – по 20 тысяч рублей вместо 40, в детском, природно-экологическом, краеведческом музеях – по 8 вместо 15 тыс.
Новая услуга, как пояснила заместитель директора Татьяна Явич, рассчитана на тех, кто хочет приобретать новые знания и делиться ими с близкими людьми. Родители смогут использовать более широкие возможности для воспитания детей, приобщения их к богатейшему историко-культурному наследию полоцкой земли.
Награждение победителей прошло в рамках коллегии главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи, на которой были подведены итоги прошлого года. В номинации «Лучшая районная (городская) библиотека» лучшими признаны новополоцкая библиотека имени В. Маяковского (директор Надежда Новожилова) и Новолукомльская Чашникского района (заведующая Надежда Василевич). Среди детских учреждений – полоцкая детская библиотека имени Льва Толстого (заведующая Зинаида Гуменик), среди сельских – Прудниковская Городокского района (библиотекарь Любовь Коржова). В категории «Лучший районный (городской) Дом культуры» премии в 100 базовых величин получили Докшицкий ГЦК (директор Кристина Гмырак) и Дубровенский районный центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности (директор Владимир Бабичев). Лучшим Домом ремесел стал Шумилинский (директор Анжела Сергеева), лучшим методическим центром – Лиозненский районный организационно-методический центр (директор Анна Мокроусова). Также премии в своих номинациях получили Устенский сельский Дом культуры Оршанского района (директор Алексей Симаш), областной музей Героя Советского Союза Миная Шмырева (директор Ирина Шишкова) и детская художественная школа Витебска (директор Михаил Клименко). Награждены 10 учащихся школ искусств и 6 воспитанников средних специальных учреждений образования.
Заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Лариса Оленская отметила, что в прошлом году прошла оптимизация учреждений культуры, которая дала видимые результаты, позволила сэкономить значительные средства. В 2014-м на содержание сети было выделено 650 млрд рублей, заработано 107 млрд внебюджетных средств, привлечено 87,6 млрд спонсорских денег. Темп роста платных услуг составил более 126% к уровню позапрошлого года.
- На Витебщине хорошие фортепианные школы. К тому же 21 марта исполняется 330 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Мы бы хотели привлечь внимание к этой дате, поддержать талантливых детей, - так пояснила идею проекта его инициатор солистка концертного зала Софийского собора Ксения Погорелая.Детский конкурс расширит и дополнит программу XXVIII Международного фестиваля старинной и современной камерной музыки, который начнется 26 марта. Один из его концертов даст известная пианистка из Веймара Герлинде Отто, согласившаяся возглавить авторитетное жюри.
Победители конкурса определятся в трех возрастных категориях. Награждение лауреатов состоится на заключительном концерте в Софийском соборе, где выступит также заслуженный артист Беларуси Игорь Оловников.
Экспозиция в витебской ратуше носит название «Quadro». Как пояснила художница, впервые выставка с аналогичным названием прошла десять лет назад в Минске. На ней было представлено 40 квадратов.– Нынешний проект – продолжение темы конструктивного искусства, в этом направлении работаю более 20 лет. Центральное место в моем творчестве занимает квадрат, это одна из самых гармоничных искусственно созданных форм, в нем есть сила, красота, торжественность, стабильность, – подчеркивает Галина Васильева и добавляет, что ее выставка – поклон гению XX века Казимиру Малевичу в год 100-летия создания его самого знаменитого программного произведения супрематизма – «Черного квадрата».
Художница представляла свои геометрические фигуры на международных выставках в Польше, Германии, Латвии, три раза участвовала в Эдинбургском фестивале. Она автор и куратор многих проектов: «Constructio», «Just now», «К мировому саду». Работы Галины Васильевой находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира.
Александру Досужеву в этом году исполнилось бы 70 лет, он родился в победном 1945-м. С детства мечтал стать художником и всю свою жизнь посвятил миру красок. Работал в станковой живописи, графике, создавал коллажи, пространственные объекты, инсталляции. Он обладал природным даром красоты и гармонии. Говорил, что познание начинается с удивления, и сам не переставал удивлять зрителей, друзей по творческому цеху, критиков.
Художники в своем кругу звали его по начальным буквам фамилии – Дос, и в этом не было оттенка фамильярности, наоборот, – признание его превосходства, природной интеллигентности. Дос звучало как титул, и он даже внешне ему соответствовал, появляясь всюду в строгой черной шляпе, как положено высокородному человеку.
Намасте! Таким традиционным индийским приветствием, которое в переводе означает «кланяюсь вам», встречали читателей и посетителей Витебской областной библиотеки.
Клуб национальной кухни «Цвецінскія прысмакі» на Миорщине хлебосольно встречает гостей.– Люди рассказывают: жила в деревне Метлы некая Агашка, и готовила она самую вкусную затирку, которую так и назвали агашкиной, – поясняет заведующая Цветинским сельским Домом культуры, руководитель клуба национальной кухни Зинаида Кадушко и предлагает попробовать блюдо, приготовленное по старинному рецепту.На столе, который накрыли к приезду гостей, и налистники, и драники, и хворост, и блинчики с яблоками. Готовить цветинские женщины умеют, в каждой семье есть свои кулинарные секреты.
– Раньше почти во всех домах сыры делали, сегодня мало кто этим занимается, но в клубе мы стараемся сохранить старые рецепты. Домашнее всегда вкуснее, и сыр, и хлеб, – говорит Зинаида Кадушко.
Мастер лоскутного шитья Дубровенского районного Дома ремесел Светлана Деменкова показывает одеяло, которое передала деревенская жительница Лидия Поддубец. Теперь такие старые экземпляры трудно найти, а прежде в каждом доме были и покрывала, и скатерти, и одежда, сшитые из кусочков ткани.
– Приемами этого ремесла владели многие, но были особо искусные мастерицы, которые создавали настоящие шедевры народного творчества, – говорит Светлана Деменкова.
Талантливый пианист Андрей Иванов сыграет для поклонников классики прелюдии, ноктюрны и сонаты короля фортепианной музыки Фредерика Шопена.
Андрей Иванов – воспитанник витебской детской музыкальной школы №4 (класс преподавателей Е. Скачковой и О. Кудрявцевой). Закончил Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки, сейчас – студент Московской государственной консерватории им. П. Чайковского.
Уникальная выставка из собрания Музея древнебелорусской культуры открылась в Художественном музее Витебска. Как пояснил Борис Лазуко, директор учреждения культуры, созданного при Национальной академии наук, такая экспозиция находится в нашем областном центре впервые. Некоторые раритеты прежде никогда не покидали минский музейный зал, есть и такие, которые вообще не выставлялись после реставрации. Это, без сомнения, большой подарок Витебску. Кстати, Борис Лазуко родом из Браславского района, и как наш земляк постарался привезти действительно самые ценные вещи, в том числе собранные на территории придвинского края.
Среди них – известный слуцкий пояс, датированный второй половиной XVIII века. Он в свое время был найден в глубокском костеле в разрезанном виде. Реставраторы его восстановили. Именно этот экземпляр послужил основой для создания копии, которая была подарена Президенту Беларуси. А возродили технологию уникального ручного ткачества мастеров слуцкой мануфактуры Радзивилла преподаватели и студенты кафедры дизайна художественно-технологического факультета ВГТУ.
Как рассказал «Витебским вестям» директор Центра современного искусства Андрей Духовников, историческое здание на улице Толстого, 7 станет не просто еще одним экспозиционным залом, а местом общения творческих людей. Здесь смогут показать свои работы прежде всего начинающие художники. Данный проект можно считать первой реализованной инициативой в Год молодежи.
Когда-то этот дом, построенный в стиле классицизма в конце XVIII века, принадлежал зажиточному витеблянину, сегодня он входит в охранную зону исторической застройки городского квартала. В последнее время тут размещался проектный институт, а в 2014 году здание стало филиалом Центра современного искусства.
Работа нашего земляка пополнила золотую коллекцию произведений художников Парижской школы – уроженцев Беларуси.
Эту новость сообщили «Витебским вестям» сотрудники Белгазпромбанка, который в тесном взаимодействии с Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО, министерствами иностранных дел и культуры, Национальным художественным музеем осуществляет уникальный по своему содержанию культурный проект – возвращает на родину произведения родившихся в Беларуси и ставших всемирно известными художников. На этот раз уникальное собрание пополнилось бронзовой скульптурой Оскара Мещанинова «Мужчина с мертвым ребенком», которую банк приобрел у частного коллекционера. Это первая возвращенная в Беларусь работа нашего земляка.
Рэжысёр і сцэнарыст, генеральны дырэктар дабрачыннага фонду «Кліч сэрца» Антон Бойка ў мінулым годзе пачаў работу над кароткаметражнай фестывальнай стужкай ваеннай тэматыкі «Героеўскі». Гэта фільм пра дзіцячы партызанскі атрад, які нароўні з дарослымі змагаўся з акупантамі ў гады Вялікай Айчыннай вайны, пра нялёгкі лёс чатырох сяброў-сірот. Сюжет заснаваны на рэальных гісторыях, апрацаваных сцэнарыстам.
Кінастужка задумана аўтарам як дабрачынны праект, які павінен быць рэалізаваны з дапамогай нераўнадушных людзей з розных сфер дзейнасці: кінаіндустрыі, бізнесу, проста аматараў кіно. У творчую групу ўжо ўвайшлі знакамітыя расійскія і беларускія акцёры Ян Цапнік, Руслан Чарніцкі, Таццяна Чардынцава і іншыя.
Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников, который отмечается с особым благоговением. Поэтому неудивительно, что в это время творческие натуры ощущают такую всепоглощающую радость, которой хочется делиться со всеми. И самый действенный способ – через творчество. Этим и руководствовались организаторы ежегодной выставки-конкурса детского творчества «Рождественские мотивы», привлекая к участию воспитанников и педагогов школ искусств, объединений дополнительного образования, воскресных школ Придвинья.
Более трех сотен работ юных художников из областного центра, Новополоцка, Орши, Чашник и других регионов разместились в выставочных залах детской школы искусств №3 Витебска «Маладик». В каждую из них участники в возрасте от 4 до 17 лет вложили частичку своей души и таланта. Глядя на эти живописные рисунки и рукотворные поделки, понимаешь, что маленькие творцы многое знают про историю возникновения светлого праздника. Библейские сюжеты нарисованы с особым трепетом, с использованием только ярких и теплых оттенков. А ангелы, которых на данной экспозиции было большинство, обитают где-то поблизости. И чтобы их увидеть, надо только поверить…
В экспозиции, разместившейся в областном методическом центре народного творчества, можно увидеть 8 батлеек из разных регионов Витебщины. Здесь есть и традиционный докшицкий вертеп на колесах, и 1-3-ярусные конструкции из Городка, Браслава, Бешенкович, Новополоцка, других населенных пунктов, и рукотворные куклы, которые используют для показа спектаклей.Батлейка – белорусский народный кукольный театр вертепного типа. Название происходит от слова «бетлеем» – искаженного наименования города Вифлеема, в котором согласно библейскому сказанию родился Иисус Христос. В Европе она зародилась в XV веке, а в Беларуси получила распространение с XVI в. Как рассказала ведущий методист ОМЦНТ Елена Черных, представления обычно начинались на Рождество и продолжались до завершения Святых вечеров, то есть до наступления Нового года. Кукловоды, сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому либо устраивали спектакли на торговых площадях.
Репертуар батлейки можно разделить на «высокий» (религиозная тематика) и «низкий» (сатиричные сценки из народной жизни). Кукольный ящик, несмотря на разную конструкцию, имел определенную общую символику: с левой стороны верхнего яруса обычно находился «рай», с правой нижнего – «ад».
Традиционное искусство рисованных ковров Витебского Поозерья внесено в список историко-культурных ценностей нашей страны, который создан при финансовой и консультативной поддержке ЮНЕСКО. Маляванки, как пояснила «Витебским вестям» ведущий специалист областного методического центра народного творчества Ирина Шатило, – вид народного искусства, родоначальником которого считается Язеп Дроздович. Традиция расписывать ковры особенно была распространена в 1920-е годы в Глубокском, Шарковщинском, Поставском, Докшицком районах. В этих регионах сложился характерный художественный стиль, композиционные схемы. На коврах обычно изображали картины рая, каким его видел народный художник, родные пейзажи, по краям наносили растительный орнамент. Маляванками украшали деревенские дома.
Из поколения в поколение передавалось мастерство. В числе ярких представителей этого вида искусства Ирина Шатило называет ученика Дроздовича Федора Суховило из Глубокского района, Марию Ларину из Витебска. Их работы находятся в фондах ОМЦНТ. Сегодня традицию продолжает директор Глубокского Дома ремесел Светлана Сковырко, которая делится секретами ремесла с молодым поколением.
З 20 снежня па 9 студзеня ў Віцебску адбудзецца ўжо 13-ты фестываль «Дні хрысціянскай культуры». У яго рамках пройдзе шэраг мерапрыемстваў духоўнага плана.
Так, 20 снежня ў катэдральным касцёле Езуса Міласэрнага (вул. Воінаў-інтэрнацыяналістаў, 28) на выставе «Божы свет вачыма дзяцей» свае творы прадставяць навучэнцы віцебскіх школ, а 24 снежня на падобнае мерапрыемства запросіць абласны мастацкі музей. 25 снежня ў 12.00 у касцёле Святога Духа (вул. Чкалава, 5а) пройдзе святочны канцэрт «Радасць Божага Нараджэння», а 27-га ў 17.00 – чытацкія сустрэчы ў катэдральным касцёле (навуковы мадэратар – прафесар філалогіі Іван Лапін).Традыцыйна пройдуць і дабрачынныя мерапрыемствы. 29 снежня для пацыентаў Віцебскай дзіцячай абласной клінічнай бальніцы будзе арганізавана каляднае віншаванне ад каталіцкіх парафій абласнога цэнтра, студыі «Юнікс» і вучняў Сялюцінскай школы мастацтваў, а на наступны дзень Святы Мікалай павіншуе з Раством хлопчыкаў і дзяўчынак дзіцячых аддзяленняў абласной клінічнай бальніцы. 6 студзеня катэдральны касцёл у 19.00 запросіць на канцэрт артыстаў абласной філармоніі. Скончыцца фестываль конкурсам нацыянальнай батлейкі ў Палацы творчасці дзяцей і моладзі Чыгуначнага раёна Віцебска, які распачнецца 9 студзеня а 10-й гадзіне.
Сегодня трудно представить Наталью Чернюк в другой профессии, а, как выяснилось, она не собиралась быть хореографом. Когда ее, выпускницу Ленинградского культпросветучилища, уговорили временно заменить педагога в тамбовском Доме пионеров, была убеждена, что это работа не для нее. Даже не предполагала, что, зайдя случайно в танцкласс, влюбится в это искусство навсегда. Параллельно закончила с красным дипломом Московский университет культуры и по распределению вместе с мужем приехала в Витебск.Первый коллектив молодые специалисты создали на телезаводе «Витязь» и назвали его «Антре». Балетный термин меньше всего подходил к постановкам тематических танцев про тружеников, строителей БАМа, поэтому, выезжая на различные смотры, приходилось выступать под другим именем. Кстати, название детского ансамбля «Зорька», который Наталья создала в 1981 году в ДК УБОН, она приняла не сразу.
– Когда мы объявили набор в детскую танцевальную группу, пришли 4 человека. У меня был шок, ведь в Тамбове в ансамбль трудно было попасть. Но вскоре витебский коллектив получил признание, и тогдашний директор ДК Ирина Козина решила подать документы на присвоение ему звания образцового. Но так как ансамбль существовал недолго, а нужно было не менее пяти лет, нашли документы, что с 1962 года была танцгруппа «Зорька». Вот с этим названием мы и выступали перед комиссией. Поначалу я сопротивлялась, оно у меня ассоциировалось с неуклюжими буренками, но «Зорька» прижилась и стала, можно сказать, своеобразным брендом, – говорит Наталья Чернюк.
Глядя на работы фотовыставки, представленной в областном краеведческом музее, в очередной раз убеждаешься: как часто проходишь мимо чего-то прекрасного, его не замечая.