По традиции коласовцы играли спектакль «Несцерка», который не сходит со сцены уже более 70 лет и стал визитной карточкой театра. На этой постановке выросло не одно поколение зрителей, многие ее смотрят по нескольку раз, и она не надоедает и не устаревает. На премьере сезона и в этот раз был полный зал, который искренне реагировал на перипетии истории, написанной известным белорусским драматургом Виталием Вольским.
В репертуаре Коласовского театра нет другого такого спектакля-долгожителя. К сожалению, многие постановки не выдерживают и двух лет на сцене или играются при полупустых залах. Директор – художественный руководитель театра Валерий Анисенко – убежден, что это не только вина постановочного коллектива и труппы, но и беда сегодняшнего времени.
– Сейчас «вымывается» понятие психологического, драматического театра. В погоне за прибылью, наполняемостью зала многие ставят низкопробные, часто пошлые комедии, делая ставку на известность актеров. Стоит только заявить, что в антрепризе занят какой-нибудь герой сериала, как тут же раскупят все билеты, и неважно, что и как играет популярный артист. Это не имеет отношения к театру, – высказал свою точку зрения Валерий Анисенко на пресс-конференции накануне открытия нового сезона в театре имени Якуба Коласа.
По мнению худрука, эта болезнь профанации настоящего искусства проникла и на коласовскую сцену. Держать высокохудожественную планку проблематично, мощный театр с сильными актерскими традициями измельчал, и положение дел надо исправлять. Как? Вернуться к своему назначению – быть драматическим театром, но при этом искать современную форму существования.
Если взглянуть на ближайшие в нынешнем сезоне премьеры, то среди них нет ни одной комедии. В основном это серьезные заявки на драматические постановки. Выбор очень достойный: Шекспир «Ромео и Джульетта», Гарсиа Лорка «Дом Бернарды Альбы», Мопассан «Пышка», Хиггинс «Гарольд и Мод», Короткевич «Христос приземлился в Гродно». Валерий Анисенко работает над спектаклем «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева. По мнению руководства театра, эти постановки должны воспитывать и зрителей, и артистов.
На пользу пойдет и сотрудничество с режиссерами со стороны. Так, предварительное согласие на постановку дал известный российский режиссер, создатель Московского театра на Юго-Западе, ныне худрук театра имени Станиславского Валерий Белякович, который предложил витеблянам «Ромео и Джульетту». Приглашены также два режиссера из Болгарии, Александр Дольников из Москвы, Сергей Куликовский из Томска, Витаутас Григалюнас и Александр Марченко из Минска.
Надеется театр на открытие малой сцены, для которой уже выпущено три спектакля и готовится еще два. Пока, по словам Валерия Анисенко, идут согласования и поиск средств на оборудование зала.
Понемногу обновляется и труппа театра: в этом сезоне на сцену выйдут четыре выпускника Витебского колледжа и Академии искусств. Но и старшее поколение не останется без работы, многие сейчас репетируют новые спектакли.
Одним словом, любителям театра будет что посмотреть и оценить работу творческого коллектива драматического театра.