Витебскому государственному ордена Дружбы народов медицинскому университету исполнилось 85 лет. Для учреждения образования – это целая эпоха. Из маленьких кирпичиков событий, судеб, личных устремлений и общего успеха складывается большая жизнь вуза.
Каким должен быть современный врач? По мнению практикующего кардиолога, профессора кафедры госпитальной терапии Владимира Лоллини, несмотря на то, что сейчас усиливается дифференциация на узкие специализации, высококвалифицированный медик должен видеть пациента в целом, а не ту часть тела, на лечении которой специализируется.
– В организме все взаимосвязано, если нарушается работа одного внутреннего органа, то другие перестраиваются, чтобы снизить нагрузку на пораженного «собрата», – поясняет академик Международной академии наук информационных технологий. – Поэтому важно знать, что произойдет, например, с печенью, почками, желудком, мозгом, если будешь лечить сердце. Невозможно, образно говоря, починить мотор, не зная, как функционируют и влияют на него другие детали машины, так и с человеком.
В медицине Владимир Лоллини оказался, как он говорит, случайно: с детства мечтал служить во флоте, но поступить в Высшее военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде не получилось. Вернувшись на малую родину, узнал, что одноклассники поступают в ВГМУ (тогда он назывался медицинским институтом), и решил вместе с ними подать туда документы.
Приверженность профессии пришла позже – курсе на третьем, хотя уже с первого он занимался в научном кружке, даже оперировал вместе профессором Анатолием Демецким. Постепенно Владимир Альбертович так проникся выбранной специальностью, погрузился в нее, что ни дня не жалел, что связал свою жизнь с медициной.
В свое время он стал одним из самых молодых кандидатов наук, проходил стажировку в Болонском университете в Италии и в 41 год защитил докторскую.
– Все получалось само собой, наверное, потому, что я правильно выбрал свою стезю, – утверждает мой собеседник.
Владимир Альбертович при этом скромно умалчивает, что за всей это видимой простотой кроется упорный труд. Кроме того, что современный врач должен иметь широкий научный кругозор и интересоваться новыми веяниями, ему еще необходимо научиться общаться с пациентами, рассказывать о заболеваниях, подходящем для конкретного человека лечении и последствиях, которые может повлечь пренебрежение к собственному здоровью. Этому Владимир Лоллини тоже обучает своих студентов.
Ясный взгляд в будущее
Студент 6-го курса лечебного факультета Андрей Водич видит свое предназначение в помощи людям, а как медика – в умении направить пациента на путь улучшения и поддержания здоровья. Выбранная им специализация – офтальмология.
Молодой человек родом с Брестчины, ВГМУ выбрал сердцем: несмотря на то, что были вузы поближе к его малой родине, а родители настаивали на поступлении в столичный медуниверситет, приехал именно в Витебск.
– Я в восторге от того, как в нашем вузе поставлена работа с молодежью, – делится Андрей. – Наши инициативы всегда находят отклик у руководства, есть возможность проявить себя в любой сфере: в науке, творчестве, общественной жизни.
Больше всего будущему офтальмологу нравится участвовать в международных научных конференциях. Выезжая за рубеж, например, в Россию, Казахстан, он не только делится с большой аудиторией результатами своих исследований, но и заводит новых друзей.
– Меня очень впечатлил один польский коллега, с которым я подружился на одном из таких интернациональных мероприятий, – рассказывает Андрей Водич. – После учебы в вузе он собирается поехать работать в США, чтобы перенять их опыт, знания, методы работы и затем вернуться и внедрять все это на родине. После его слов я задумался: а ведь это здорово, когда ты так любишь свою страну и хочешь изменить ее, причем начинаешь с себя.
Стать врачом молодой человек решил еще в детстве: его мама медсестра, мальчиком он часто проводил время у нее на работе и наблюдал за тем, чем занимаются люди в белых халатах, как помогают людям, спасают жизни. А потому свой профессиональный путь видел только в медицине.
Этим надо заболеть
Точно так же в юном возрасте сделала свой выбор и Ольга Жаркова, доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии.
Она рассказала, что изначально не планировала быть именно детским стоматологом, но, как шутят ее коллеги, этим надо заболеть. Не каждый решится лечить зубки маленьким пациентам, ведь для этого нужно уметь расположить к себе ребенка, снять напряжение, быть тонким психологом и очень, очень трудолюбивым.
Чтобы у мальчиков и девочек не было негативного отношения к стоматологам, Ольга Александровна рекомендует с самого раннего возраста знакомить их с этими специалистами. В идеале первый визит в кабинет зубного врача должен состояться через два-три месяца после прорезывания первых молочных зубов. В дальнейшем сыновей и дочерей нужно приводить к стоматологами, которые в игровой и познавательной форме будут рассказывать, как нужно правильно чистить зубы, держать щетку, ухаживать за полостью рта.
Для выявления возможных заболевания на ранней стадии и прививания детям навыков личной гигиены без скучных лекций Ольга Жаркова разработала и уже шесть лет курирует образовательно-профилактическую программу «Здоровую улыбку детям».
В школах и детских садах специалисты кафедры и студенты стоматологического факультета проводят игры, организуют уголки стоматологического здоровья, беседуют с дошколятами и детишками постарше, проводят обследования, по результатам которых выдают информационные листки с рекомендациями по лечению и профилактике.
Для создания такой программы анализировали результаты новых методов диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний у детей, инновационных подходов в преподавательской деятельности. Конечно, это огромный пласт работы, который можно поднять только общими усилиями. Поэтому Ольга Александровна не может не поблагодарить своих трудолюбивых и ответственных коллег за помощь и поддержку. А главным результатом работы она считает счастливую улыбку маленького пациента.
С юбилеем, ВГМУ!
Фото Дмитрия ОСИПОВА.