Учат ли ведущие новостей наизусть подводки к сюжетам, что можно и нельзя надевать в кадр и как камера выбирает любимчиков, а также другие тонкости телевизионной кухни мы узнали у наших коллег из телерадиокомпании «Витебск». Заглянуть за голубой экран решили 1 апреля – и не шутки ради, а потому что именно в этот день витебская телестудия отмечает свой день рождения.
Обратная сторона
Несмотря на то, что первый выпуск новостей на телеканале «Витебск» приходится на 7.00, рабочий день сотрудников отдела подготовки ТВ-программ, отвечающих за информационную составляющую эфира, начинается в 9.00. Но даже в это время на месте далеко не все.
«Не боятся проспать все самое важное и интересное?» – думаю я и, как оказывается, абсолютно зря. Мало того, что телевизионщики следят за информационными лентами и снимают сюжеты до позднего вечера, – многие из коллег уже успели разъехаться по заданиям. Поэтому на планерке и были не все.
В сентябре в амфитеатре состоится сольный концерт Дженнифер Лопес – с этой новости и поздравлений с Днем смеха и, конечно же, днем рождения студии началось обсуждение насущных дел. Заведующая отделом подготовки телепрограмм Диана Курило выясняет, кто с каким материалом вернулся со вчерашних вечерних съемок, уточняет ближайшие планы репортеров, определяет, какие сюжеты пойдут в дневные и вечерние выпуски «Витебского вестника». После этого все приступают к работе.
Одни пишут тексты, другие – подводки для ведущего новостей. Их, к слову, журналисты могут подготовить заранее, еще до того, как побывают на месте событий, чтобы материал без задержек вышел в эфир. Так поступила корреспондент Инна Кириенкова, работая над портретом электромонтера – мастера на все руки, отдавшего одному из витебских предприятий более 50 лет трудовой жизни. Приехав с задания, она начала снимать тайм-коды для синхронов. Это не шпионский сленг, а профессиональные термины. Журналист на мониторе просматривает отснятый оператором материал, определяет с точностью до десятой доли секунды, какие слова героя войдут в сюжет, а после передает данные режиссеру, который будет монтировать ролик.
Забегая вперед, скажу, что с этим материалом у меня теперь связана своя собственная история. Но обо всем по порядку.
К ежедневной нагрузке по подготовке «Витебского вестника» для телеканалов «Витебск», «Беларусь 4 – Витебск» и «Новостей региона» для «Беларусь 1» в четверг и пятницу добавляется еще работа над итоговой информационно-аналитической передачей недели «7 дней», ведущей которой является Ольга Шмаргун. Она готовится к записи: читает тексты, уточняет детали, чтобы правильно расставить акценты и не ошибиться с интонацией, и даже успевает принарядиться для эфира. Красивая картинка в кадре – такая же важная составляющая ТВ, как и информационное содержание. Все о том, как выгодно представить на экране телевизоров плод коллективного труда ведущих, репортеров, операторов, знает режиссер Ирина Василенко.
– От ведущего новостей зависит, как зритель будет воспринимать информацию. Недостаточно просто прочитать, нужно подать ее, сделав правильные акценты интонационно и жестами, и при этом не актерствовать. Внешний вид играет немаловажную роль: нужно, чтобы на человека было приятно смотреть, но не разглядывать, отвлекаясь от сути его речи, – рассказывает Ирина Павловна.
Именно поэтому в костюмах ведущих нежелательны обилие деталей и декора. Чрезмерности нужно избегать и в макияже. Если у диктора ярко-алые губы, то все внимание будет сосредоточено именно на этой части лица. Камера усиливает цвета и, казалось бы, небольшой красный акцент превращается в большую проблему для оператора. Также мы никогда не увидим в кадре диктора полностью в белом, ведь тогда его лицо будет затемнено. Кроме того, нежелательна одежда в полоску и мелкую клетку: из-за особенностей передачи видеосигнала такие рисунки «поплывут» – изображение будет рябить. Сейчас с развитием цифровых технологий добавилось и еще одно требование – цвет костюма не должен совпадать с фоном, на который будет проецироваться изображение, иначе картинка появится не только позади диктора, но и на нем самом.
Идеальной также должна быть прическа – аккуратная, без излишеств, но и обычная повседневная укладка, которую многие женщины делают самостоятельно, не подойдет. В кадре мелочей не бывает, и малейшие недостатки тут же вылезут на передний план.
Но, как рассказала Ирина Василенко, даже если соответствовать абсолютно всем правилам, то камера все равно может вас не полюбить. Просто так! Часто случается, что признанная красавица теряет свой лоск, в то время как серая мышка на экране выглядит, словно голливудская дива.
Пока мы беседуем с Ириной Василенко, все уже готовы к записи: Ольга в студии, оператор настроил свет и камеру, звукорежиссер – звук. Небольшая пауза – и съемка началась, а вместе с ней и мастер-класс для меня, ведь я следующая на очереди. Мне выдали тексты нескольких подводок к новостям, чтобы потренироваться, а затем вместе с режиссером мы отправились в аппаратно-студийный комплекс смотреть, как записывают «7 дней».
Наедине с суфлером под прицелом камер
По заданию редакции я не раз «меняла профессию», но перед тем, как примерить на себя роль диктора новостей, изрядно волновалась и, казалось мне, тщательно готовилась. Конечно, как героиня советского фильма «Карнавал», скороговорки с орешками во рту не проговаривала, но все, что приходилось читать вслух, старалась произносить четко и с выражением, интонационно выделяя главные слова в предложениях. В общем, была уверена, что справлюсь. Но глядя на то, как профессионально работает в студии Ольга Шмаргун, призер национального конкурса премии «Телевершина» в номинации «Лучший ведущий информационно-аналитической программы», я начала немного паниковать: новичку сравнение с опытным специалистом явно не на руку. Блестяще справившись со своей задачей, Ольга, пожелав удачи, уступила мне место в студии новостей.
Несмотря на то, что в ней был еще и оператор Геннадий Щеглов, мне казалось, что я там одна в полумраке среди оборудования – камер, прожекторов и суфлера, с которого нужно читать текст. Села за стол, глаза сами собой прищурились от непривычно яркого света, во рту от волнения моментально пересохло. И тут выяснилось, что моя прическа не годится для телевидения, блузка собирается складками, стул надо подымать на 15 сантиметров, чтобы я из кадра не выпадала. Плюс ко всему ноги от волнения просто плясали под столом за полупрозрачной перегородкой, что было видно на экране. Пуговички на рукавах стучали о столешницу, мешая звукорежиссеру, а волосы щекотали микрофон и создавали помехи. Столько минусов сразу! Кошмар! Моя уверенность в себе окончательно исчезла. Но отступать было некогда и некуда, после исправления замечаний мы начали записываться.
Вначале я поприветствовала зрителей на одну камеру, а затем начала работать на вторую. Нужно было прочитать подводки к пяти сюжетам: про первую операцию с применением уникального белорусского стента, установку компьютерного 3D-моделирования и (внимание!) про-то-ти-пи-рования в ПГУ, того самого добросовестно трудившегося полвека электромонтера, получение футбольным клубом «Нафтан» лицензии в высшую лигу и новое граффити в Витебске. Все на белорусском языке.
Если с приветствием все как-то сразу сложилось, то со «стентом» пришлось повозиться. Кроме того, что я безбожно торопилась, пытаясь обогнать двигавшиеся на суфлере строчки, так еще и в последней фразе «научных фундаментальных и прикладных исследований» упорно несколько раз подряд произносила лишний союз «и». После двух неудачных, на мой взгляд, попыток с задачи максимум – прочитать все с акцентированием важных слов – я незаметно переключилась на простое: правильно прочитать вслух. Точно не помню, с четвертой или пятой попытки, но эта подводка покорилась, и мы приступили к «установке». И снова досада, на сей раз пришлось бороться с коварным «прототипированием» и безобидной «деятельностью», окончание которой я от волнения или сухости во рту просто зажевывала.
Но больше всех от начинающего диктора досталось электромонтеру и «Нафтану»: один вышел на пенсию, а второй в высшую футбольную лигу под аккомпанемент моего уставшего от напряжения и отчаянного от разочарования в себе голоса. Радости экспериментальному выпуску новостей со мной в роли ведущей не добавила и информация про граффити с Шуриком, которому «птичку жалко». Про него я рассказывала с настроением, аналогичным изображенному киногерою. Прощалась я гораздо веселее от осознания того, что испытания подошли к концу, и можно расслабиться и уйти из-под прицелов камеры.
В аппаратной меня встречали благодарные зрители – сотрудники телерадиокомпании, наблюдавшие за моим новостным соло. Они приободрили, отметив, что отлично справилась для первого раза, в шутку записали в резерв ведущих. Но я, освободившись от плена телевидения и не дожидаясь видео со своим участием, уже думала, как буду писать материал для газеты. Посмотреть эксперимент корреспондента «Витебских вестей» и телерадиокомпании «Витебск» можно на нашем сайте vitvesti.by и в группах газеты в социальных сетях.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.