Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Осень в Витебске, или О чем мечтает врач из Эквадора

Почему хотелось плакать от того, что падают листья, как в высокогорье рожают представительницы индейских племен, почему не каждой матери в Эквадоре стоит писать рекомендации по уходу за больным ребенком и о многом другом рассказал корреспонденту «ВВ» выпускник 1987 года тогда еще Витебского государственного медицинского института эквадорец Нэптали Эухенио Санчо де ла Торрэ.

Считаю себя везунчиком

Нэптали, или, как его звали белорусские друзья, Женя (от испанского Эухенио), приехал в город своей студенческой молодости спустя 36 лет после окончания вуза. Всё это время он ведет скромный образ жизни, а врачевание сделал своим жизненным кредо.

– Я не чисто испанец, в моих жилах течет кровь и коренных жителей Эквадора. Мой отец, сын крестьянина, тоже работал на земле, как и мама. Поэтому нашей семье всегда были близки простые люди. В семилетнем возрасте я потерял отца, а когда поступил на медицинский факультет университета в Эквадоре, не стало и мамы, – рассказывает Нэптали. – Пришлось не только учиться, но и работать, чтобы платить за учебу, но это было очень тяжело. Когда же благодаря договору между нашими странами появилась возможность сдать экзамены и принять участие в конкурсе, чтобы получить бесплатно образование в СССР, я этим воспользовался. Считаю себя везучим человеком. Я попал в прекрасное учебное заведение, встретился с хорошими людьми, и мне помогли стать специалистом именно в той отрасли, о которой мечтал.

...Особенно запомнилась первая осень в Витебске: для меня, жителя страны, где вечное лето, было странно, что с деревьев начали опадать листья. Меня охватила такая грусть! Показалось, будто природа вокруг умирает, и хотелось плакать. А потом –  холод и снег, который я увидел первый раз в жизни. Но благодаря белорусскому народу, людям, которые мне помогали, впечатления о пребывании в Витебске остались самые хорошие. Для меня это родной город, дорогой моему сердцу. И русский язык, в котором я не практиковался 36 лет, чудесным образом остался во мне. Нынешнюю запоздалую осень для встречи с городом молодости и студенчества тоже считаю особым везением.

Образование одного — помощь целому народу 

Встречаясь с ректором ВГМУ Алексеем Чукановым и проректором по международным связям и организационно-правовой работе Денисом Лицем, Нэптали Санчо де ла Торрэ сказал много теплых слов и пожеланий в адрес коллектива вуза, сделав акцент на том, что умудренные профессиональным и житейским опытом люди – это главная ценность и гордость Витебского государственного медицинского университета. А Алексей Чуканов в свою очередь добавил, что это же можно сказать и о выпускниках учебного заведения, работающих по всему миру.

– Приехав сейчас в Витебск, я смог найти людей, которые были когда-то моими преподавателями, – это братья Юрий и Владимир Родионовы, – делится радостью Нэптали. – Я бы назвал их именно своими Учителями, которые не только преподавали определенный предмет, но и приобщали к сложным человеческим отношениям, помогали адаптироваться. Они оказали большое влияние на мою жизнь и дальнейшую работу, всегда советовали, что читать, как поступить в той или иной ситуации, а еще благодаря им я полюбил русскую литературу. Когда мы встретились через столько лет, это была огромная радость! Жаль, что нас разделяет такое большое расстояние и уже нет в живых многих людей, которых я мог бы поблагодарить за то, какую роль они сыграли в моем становлении как личности. Но я сохраняю в памяти то, как они помогли мне, а значит, и моему народу, моей стране. И это не громкие слова.

На языке горных долин 

– Я выпускался как врач общей практики. Когда приехал на родину, друг пригласил меня на работу – в труднодоступных горных районах нужно было лечить индейцев. Это было неожиданно, но я согласился и будто попал в какой-то другой мир. У этих людей, живущих обособленно, другое представление о мире, жизни, природе и человеческих отношениях, и, что было для меня важно, другое представление о заболеваниях, – вспоминает Нэптали. –  Мне пришлось научиться разговаривать на кечуа – или, как его называют, языке горных долин. Зарплата была очень низкая, но нужно было после окончания вуза отработать год в государственном учреждении здравоохранения. Я отработал четыре года. Приходилось принимать роды, делать всё, с чем доводилось сталкиваться. Надежной помощью были образование и практические занятия, полученные в Витебском мединституте.

Что удивляло у индейцев, так это отношения с природой, именно с природой, а не к природе! Например, с величайшим уважением они испрашивали у нее разрешенияиспользовать то или иное растение как лекарство. Сначала сопротивлялись цивилизованной медицине, в том числе и потому, что не всегда были хорошие отношения с врачами, сказывалась и большая разница в образовании. Ведь очень часто бывает, что врачи, которые оканчивают университеты, думают, что они выше всего, чуть ли не сидят рядом с Богом. Но это неправильно. Могу сказать, что я получил знания и от простых людей, которые не умеют ни читать, ни писать. И я благодарен жизни за это. Они меня принимали как своего, хотя и не сразу. Первый раз пригласили помочь жителям удаленного селения в горах на высоте 3700 метров. Там было очень холодно. Сказали – недалеко, но шли мы четыре часа. У меня были рюкзак и спальный мешок. Предложенные условия меня удивили: и спать, и есть нужно было практически под открытым небом. Я был в центре внимания –  смотрели, как поведу себя, но я принял всё без сопротивления. Что предложили, то и ел. Где уложили, там и спал. Благодаря этому мне стали доверять. Хотя условия работы для меня как для врача были неприемлемыми – без воды, без электричества. Потом, когда мы уже стали друзьями, индейцы признались, что направили меня в эту отдаленную местность, чтобы испытать на прочность.

Удивляли традиции, в которых заложена природная мудрость. В горных местностях, например, женщина рожает сидя: такая  физиологичная поза подсказана природой – это помогает ребенку получить больше кислорода. Более того, во время родов присутствует вся семья, что для индейцев естественно, как дыхание. Они воспринимают появление нового человека как праздник, важное событие. После родов женщины принимают только определенную пищу, не выходят на сильный ветер, не переохлаждаются и отдыхают 40 дней.  Это нигде не написано, но соблюдается беспрекословно, так как идет из давних местных традиций.

Добро сближает людей 

– У меня есть братья, сестры. Врачами работают одна из сестер и племянник. Но мы ходим по разным дорогам, – продолжает Нэптали. – Они работают в столице Эквадора, а я живу в городе Портовьехо в 25 км от Тихого океана. Жаркий тропический климат – от +25 до +350С. Я отработал доцентом в университете 23 года, сейчас ушел на пенсию и остался жить в этом городе. Работаю с группами по сохранению здоровья и делаю первые шаги в работе с глухонемыми детьми. Вместе с друзьями мы организовали клинику Фундасьон, построили там больницу для малоимущих. В странах Латинской Америки очень большое количество неграмотных людей, особенно среди женщин, поэтому мне приходится не только работать врачом, но и учить людей грамотности. Вам в Беларуси трудно понять, что в XXI веке, когда человек покоряет космос, у нас люди не умеют читать, но это есть. Представьте, мать принесла на прием ребенка. Я осмотрел его, понял причину недуга и пишу рецепт и рекомендации по уходу за пациентом. А женщина  говорит, что не сможет прочесть,:она неграмотная. Поэтому моя работа никогда не завершается, даже когда заканчивается прием пациентов. Почему я заинтересовался вопросом глухонемых? Потому что в нашей стране не существует службы, которая бы занималась детьми с нарушениями, инвалидностью. Это большая трагедия, ведь они остаются совершенно не востребованными обществом. О такой отлаженной системе, как в Беларуси, когда государство многое делает для детей с ограниченными возможностями, можно только мечтать. Мои бывшие преподаватели помогли организовать встречу со специалистами, которые занимаются такими детьми. В Витебске я побывал в школе для слабослышащих и в хорошем смысле позавидовал. Не знаю, как в итоге у меня это получится, но, по крайней мере, буду пытаться помогать таким детям у себя на родине. Тем более мне стало понятно, с чего начинать и в каком направлении двигаться. Буду это делать на благо своего народа, и не из корыстных целей. Меня обучали всему бесплатно, и я не преследую выгоду. Слово «добро» на русском, испанском и кечуа звучит совершенно по-разному, но означает одно – то, что сближает людей и согревает сердца. И, сколько мне отпущено для этого времени, я буду это делать.

Фото Дмитрия ОСИПОВА 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ