Пять участков железной дороги общей протяженностью более 330 км пути обслуживает Витебская дистанция сигнализации и связи Белорусской железной дороги. 28 февраля 2021 года дистанция празднует свой 100-летний юбилей.
История дистанции неразрывно связана с историей развития технических средств, обеспечивающих бесперебойное и безопасное движение поездов.
Сегодня в дистанции трудятся около 300 человек. На протяжении 15 лет предприятием руководит Иван Селионов, пройдя путь от механика до начальника дистанции. За этот многолетний и добросовестный труд он награжден в 2019 году знаком «Почетный железнодорожник».
– Гордость дистанции – это высококвалифицированная, дисциплинированная и дружная команда начальников участков, старших электромехаников и инженерно-технических работников, – говорит Иван Владимирович. – Каждый из них знает толк в своей работе и готов организовать выполнение поставленных задач, обеспечивая грамотную расстановку сил на вверенных участках.
Производительность труда в дистанции за прошлый год составила 113,1% при стопроцентном плане.
В дистанции в настоящее время трудятся четыре специалиста, награжденных знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», пять сотрудников, отмеченных знаком «За сумленную працу на Беларускай чыгунцы» разных степеней, восемь – знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
По итогам производственной деятельности за добросовестный плодо-творный труд на железнодорожном транспорте в 2020 году руководством Витебского отделения награжден Почетной грамотой УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» старший электромеханик по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Виктор Козлов.
Все усилия коллектива дистанции направлены на обеспечение безаварийной работы, повышение надежности функционирования устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов.
АТС — станция современная
Если век назад основным средством сообщения являлась телеграфная связь, когда все станции между собой на однопутных и двухпутных участках дороги были связаны телеграфными аппаратами Морзе, то в настоящее время очередным этапом развития дистанции стало внедрение в 2018 году современной цифровой АТС SI 3000 на базе IP-технологии.
Сегодня автоматическая телефонная станция – это программно-аппаратный комплекс, работающий по принципу интернет-сети, который предоставляет своим абонентам более двух десятков услуг. Основной и дополнительные периферийные модули, установленные в здании отделения дороги, Полоцкой дистанции сигнализации связи, станциях Новополоцк и Чепино, Витебском вагонном депо, предоставили возможность более 3 тысячам своих абонентов общаться и работать более комфортно: создавать аудио- и видеоконференции, подключаться к различным видам железнодорожной технологической электросвязи, совершать видеозвонки, пользоваться электронным телефонным справочником, получать и передавать SMS-сообщения, контролировать свои входящие и исходящие вызовы и многое другое. Впервые на Белорусской железной дороге функция ручного междугороднего коммутатора была интегрирована в новую АТС. Также в состав телекоммуникационной системы станции включено ранее используемое дополнительное оборудование системы автоматического оповещения абонентов, речевых информаторов и тарификатора переговоров.
Реализация данного проекта позволила вывести из эксплуатации устаревшее оборудование, что по расчетам сэкономило более 100 тысяч киловатт часов электроэнергии в год и оптимизировала штат работников дистанции.
Старший электромеханик связи Дмитрий Костеневич, работающий в дистанции с 1977 года и возглавляющий подразделение АТС и телеграфа более 30 лет, прошел три этапа развития станции – от механической декадно-шаговой, квазиэлектронной и до современной IP-станции.
– Ранее телефонная станция занимала более 120 квадратных метров площади, а сегодня это несколько телекоммуникационных шкафов, – рассказывает Дмитрий Костеневич. – За время работы в дистанции мне пришлось поработать на разных типах станций, но сегодня трудиться стало сложнее и в то же время комфортнее и интереснее. Чтобы освоить новое современное оборудование, необходимы новые знания и высокая квалификация, но наш коллектив высококлассных специалистов подразделения успешно справляется с поставленными задачами.
РТУ — важное направление
Особую роль в успешной работе дистанции играет ремонтно-технологический участок сигнализации, централизации и блокировки (РТУ СЦБ).
Основным предметом деятельности ремонтно-технологического участка является ремонт, техническое обслуживание и проверка на соответствие техническим требованиям аппаратуры железнодорожной автоматики с целью обеспечения безопасности движения поездов и бесперебойной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки.
Настройка и ремонт современной аппаратуры – это сложный и трудоемкий комплекс работ, состоящий из большого количества операций по регулировке, измерениям, обработке и хранению результатов, повторных проверок характеристик.
Учитывая сложность проверяемой аппаратуры, штат РТУ укомплектован работниками, имеющими высшее и среднее техническое образование.
Электромеханики проверяют и ремонтируют реле, стрелочные электродвигатели, трансформаторы, полупроводниковую и микропроцессорную технику. Так, за год электромеханик Анатолий Богданович полностью разбирает, вычищает, красит, собирает и регулирует более 200 электродвигателей, проверяет несколько сотен трансформаторов. При хорошем техническом обслуживании они будут функционировать круглосуточно и безотказно.
Большое внимание в РТУ уделяется оборудованию рабочих мест электромехаников современными средствами измерений, инструментом и специальным технологическим оборудованием, которое значительно облегчает труд электромеханика, повышает производительность труда. Так, в 2018 году дистанция приобрела аппаратно-программный комплекс для проверки реле и блоков железнодорожной автоматики.
Регулировщик ремонтно-технологического участка Елена Рымдёнок работает в дистанции с 1988 года. Елена Николаевна продолжает трудовую династию в четвертом поколении. Свекор работал электромехаником локомотивной сигнализации, свекровь – электромехаником телефонной станции, их сыновья, в том числе и муж Елены, электромеханиками на участках дистанции. А начиналась трудовая династия еще с деда, работавшего стрелочником при самом царе.
Сердце системы
Это пост электрической централизации на станции Витебск, в котором располагается комплекс технических средств для управления движения поездов и маневровых единиц, обеспечивает функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
На посту электрической централизации расположен основной рабочий инструмент дежурного по станции – это пульт управления целой станцией, на нем изображена схема всей станции (пути, светофоры, стрелочные переводы), а также есть встроенные кнопки приготовления маршрутов поездов.
Для поддержания системы в стопроцентной рабочей готовности всё оборудование проходит периодическую проверку в РТУ. За бесперебойной работой устройств круглосуточно следит дежурный штат электромехаников поста ЭЦ. Напольные устройства обслуживает две бригады по ремонту и обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Пост электрической централизации функционирует круглосуточно и независимо от капризов погоды.
Безопасность движения – основное условие нормальной работы железнодорожного транспорта, обеспечивающее безаварийное следование поездов и производство маневров, а также безопасность пассажиров и сохранность грузов.
Коллектив дистанции – одна большая трудовая семья, микроклимат в которой удивительно теплый и доброжелательный. Сегодня у дистанции новые задачи, впереди еще немало свершений, и новому поколению работников предстоит продолжать славные традиции своих предшественников.
Фото Михаила Михайлова.
Транспортное республиканское унитарное предприятие «Витебское отделение Белорусской железной дороги». УНП 300080882.