На прием к этому врачу талонов не берут, но очередь есть всегда. А специфика его деятельности такова, что к осмотру каждого человека нужно проявить максимум внимания. Очень важно с точностью определить степень тяжести и механизм образования полученных телесных повреждений, их давность и прочие существенные детали. Однако работа с пострадавшими — лишь одно из направлений. Еще Анатолий Вальшонок работает с теми, кто уже никогда не увидит белый свет. Заключение государственного медицинского судебного эксперта управления Госкомитета судебных экспертиз по Витебской области дает ответы на множество вопросов, возникающих как у родственников умершего, так и у правоохранительных органов, и имеет огромное значение.
Выбор Анатолия пал на эту профессию совсем не случайно: он вырос в семье, где родители и бабушка с дедушкой — медики. Дома было полно соответствующей литературы, и с малых лет Анатолий заглядывал в учебники по анатомии, рентгенологии и физиологии, ему, как и всем детям, было интересно, как устроен человек. В школе любил уроки биологии и изучал ее на повышенном уровне, в чем помогали родные. Видя стремление сына, мама и папа знакомили его со специальными изданиями, объясняли, давали советы. Дедушка, который всю жизнь работал судебным медиком и написал по своей деятельности множество методичек, и отец, который пошел по его стопам, поддерживали выбор парня. Уже тогда стало ясно, что поступать Вальшонок-младший будет в медицинский университет.
Насамрэч, завуць яе не Дзіяна, а Кася. Кася Казачонак — адзіная на ўсю Міёршчыну. Сама яна кажа, што так яе бацька назваў, і ў пашпарце так запісана. Можа, гэта скарочана ад Касьяны, а можа, і Каця на старадаўні манер. Ды наогул, як яе только не завуць: і Ася, і Насця, і Тася, і Тося… А Дзіяна — бо, падобна рымскай багіні, ахоўвае на Міёршчыне балоты, ходзіць нароўні з мужчынамі на паляванне, ловіць рыбу.
— Яна і на дзіка ў начное можа, на ваўка, а нашу Ельню ўпоперак пешшу пераходзіць, — кажа пра Касю дырэктар заказніка «Ельня» Іван Барок. — Выбітная жанчына!
Семья Соболевских из Толочинского района всегда была большой и дружной. Алла и Федор растили двоих сыновей и дочку, кроме того, каждый год к ним приезжали племянники на время летних каникул. Так что к суете и шуму детворы супруги привыкли. А однажды в их доме появилась еще одна детская кроватка – двухлетней Вики, чьи родители были лишены родительских прав. Причем инициатива взять малышку в семью исходила от младшей дочери Снежаны.
– Я работала в больнице сестрой-хозяйкой реанимационного отделения. С коллегами часто наведывались в детское отделение к малышам, которые находились в социально опасном положении и были изъяты у биологических родителей, – вспоминает Алла Ивановна. – Мы приносили им одежду, проводили вместе время. Как-то раз в педиатрию поступила Вика. Ей было всего 2,5 годика, а она не могла ни говорить, ни ходить. Имелось подозрение на вывих бедер, ее планировали отправить в интернат для детей-инвалидов. Было очень жаль девчушку, старалась ее чаще навещать. Затем и дочка Снежана (тогда она училась в 7 классе) стала со мной ходить к малютке, а потом и вовсе предложила: «Мама, давай мы Вику заберем домой, научим ходить и всему, чему нужно». Даже сама узнала, куда документы надо подавать, чтобы оформить опеку – так ей хотелось сестричку. На семейном совете решили попробовать, вдруг действительно выходим девочку…
Учителя-словесника, даже находящегося на заслуженном отдыхе, невозможно представить без книг. Но и такое их количество, какое собрал Анатолий Бесперстых из Новополоцка, трудно вообразить. Еще не так давно было 10 тысяч томов на русском и белорусском языках.
…В бедной крестьянской семье, где рос Анатолий Павлович, не хватало даже хлеба, не то что книг. Поэтому они притягивали его словно магнит. Первым в личной библиотечке научившегося читать мальчика стал 20-копеечный сборник избранных стихов Николая Некрасова, вторым – труд Сталина «Относительно марксизма в языкознании». После школы, осваивая профессию железнодорожника, парень решил не курить и тем более не пить, а на эти деньги лучше покупать книги. Любовь к чтению привела его в дальнейшем на филфак Воронежского пединститута и еще больше активизировала собирание собственной библиотеки. Многое было приобретено в букинистических магазинах Москвы, Ленинграда. Возил чемоданами.
Быть учителем истории и неутомимым путешественником-краеведом у Витольда Ермалёнка получается одновременно. Он работает в миорской СШ №3, открыл на ее базе два музея. Сейчас строит во дворе третий. Ведь у него более 15 тысяч экспонатов, которые выставочные залы уже давно не вмещают. Всем давно как не хватает места в экспозиционных залах.
Когда я смотрю на акварели витебского художника Николая Шкута (а их в моей домашней коллекции около десятка), вспоминаю детство, родительский дом, свою малую родину. От них веет теплом, покоем и тишиной. Его картины для меня служат своеобразным объектом релаксации: достаточно, уединившись на несколько минут, посмотреть на лирические пейзажи с деревенскими домами, церквушками, озерами и стожками сена… А еще на картинах художника часто присутствуют аисты как символ Гомельского Полесья, где он родился.
Высокий горизонт, глубокая воздушная перспектива, богатые и выразительные природные краски – излюбленный композиционный прием автора. В жанровый диапазон Николая Шкута, кроме пейзажей, входят натюрморты с цветами и фруктами, реже он обращается к портрету.
Принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» вызывает в обществе немало обсуждений и заставляет задуматься о многих вещах. К примеру, о том, что необходимо принимать меры по предотвращению алкоголизации населения. О том, что аборт – это лишение жизни крохотного человека, и не каждый врач готов делать подобные операции. О том, что пора бы нам самим начать заботиться о собственном здоровье.
Какие изменения предусмотрены проектом закона и какой результат это даст, «Витебским вестям» рассказал Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, депутат от Витебского-Октябрьского округа №20 Александр Цецохо.
Поводом для встречи с директором – художественным руководителем Национального театра имени Якуба Коласа Якуба Коласа, ф заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственной премии, а также премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», профессором Белорусской академии искусств, академиком Международной Кирилло-Мефодьевской академии славянского просвещения (и это далеко не все звания и титулы Валерия Анисенко) стала круглая дата его жизни. Хотя тему юбилея Валерий Данилович закрыл с первой минуты беседы.
– Какой юбилей? Вы дадите мне 70 лет? Никогда! День рождения отметил 5 июня своим спектаклем «Макбет», который коласовцы сыграли в Минске на сцене театра имени Янки Купалы. А затем ужином в кругу друзей, а он большой.
В чем сила репортажного снимка? В его убедительности. Причем в документальной убедительности, когда правда не приукрашена, когда она без купюр. Поймать ключевой момент в событии – целая наука. Здесь важно не только щелкнуть затвором фотокамеры в нужное время, но и в нужном направлении. За два десятилетия работы в БелТА – крупнейшем информационном агентстве Беларуси, которое выпускает в мир только самые свежие новости и неординарные фотоиллюстрации, – ведущий фотокорреспондент Александр Хитров чувствует ракурс интуитивно. Когда смотришь на его работы, понимаешь: для него не существует обыденности. И закат на его снимках получается каким-то сказочным, и весна такой благоухающей, что невольно ощущаешь ее ароматы. А фоторепортажи Александра отличаются естественностью.
В последние годы имена отечественных кутюрье звучат все громче, все чаще наши женщины предпочитают эксклюзивные вещи от настоящих мастеров. Подтверждает это и появившийся в Витебске магазин одежды от белорусских дизайнеров. А вот новинки их творчества можно было увидеть на подиуме Белорусской недели моды, которая на днях завершилась в Минске. Одна из постоянных участниц фэшн-форума – бывшая студентка ВГТУ, а ныне создатель собственного бренда Ольга Кучеренко.
Сегодня, просматривая ее коллекции и творческую биографию, невольно думаешь: каких все же первоклассных специалистов готовит наш вуз и помогает им встать на крыло. В интервью для «ВВ» Ольга рассказала, чему научил ее Витебск, почему все больше белорусов обращаются к услугам стилистов и дизайнеров и как выглядеть модно нынешней весной и предстоящим летом.
«Встреча с земляками» – так назвал свой творческий вечер в областной библиотеке им. Ленина директор и художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, заслуженный деятель искусств Валерий Анисенко.
Греческая пословица гласит: «Человек достигает высот лишь в том, что ему по сердцу». Истинным предназначением доцента кафедры музыки Витебского госуниверситета имени П. Машерова и руководителя студии эстрадной песни «Шанс» Валерия Доморацкого является музыка. Вся его жизнь – творчество. Валерий Антонович – автор текстов и музыки многих эстрадных композиций, один из соавторов учебного пособия по методике музыкального воспитания для педколледжей. На протяжении многих лет он работает с талантливой молодежью из студенческой среды. В 2013 году Валерий Доморацкий отметил собственное 50-летие, а праздничным концертом «Время и музыка: диалог длиною в 20 лет» – юбилей коллектива, студии эстрадной песни «Шанс».
– Валерий Антонович, как давно вы увлечены музыкой?
Сапраўдным турыстычным брэндам Пастаўскага раёна стаў бог маразоў і завей Зюзя Паазерскі. Дзясяткі тысяч дзяцей і дарослых пачынаючы з 2004 года наведалі яго лясную сядзібу. А вось для жыхара райцэнтра Яраслава Зямчонка (на фота) гэты міфічны персанаж стаў нібыта сваім. Не дзіва! Ён жа быў самым першым Зюзем і цэлых пяць гадоў «жыў у шкуры» гэтага дзядулькі.
Аўтар і стваральнік брэнда дырэктар Пастаўскага цэнтра турыстычных паслуг Ягор Шушкевіч прызнае, што першы Зюзя быў «самы-самы». «Мабыць, таму, што прозвішча адпаведнае: «зіма – Зямчонак», – жартуе Ягор Часлававіч.
Евгений Илларионович Бурунов (на фото) в должности председателя Октябрьского районного суда Витебска всего полгода, но Фемиде служит уже 13 лет. Карьера этого юриста стремительна: закончив юридический факультет Полоцкого госуниверситета, он начинал помощником районного прокурора, затем работал в областной прокуратуре, в 25 лет надел мантию судьи, а уже в 34 – возглавил суд одного из районов северной столицы. Самый молодой председатель суда области поделился с корреспондентом «ВВ» премудростями своей профессии.
– Почему вы решили стать судьей?
Служить в органах внутренних дел Геннадий Дмитриевич Шубко начал еще во времена Советского Союза. В 1982 году он пришел в Сенненский РОВД — перспективный, молодой, с горящими глазами и огромным желанием достичь мастерства в своем деле. Рядовой Шубко впитывал и перенимал опыт старших товарищей. Естественно, как любой солдат, мечтал стать генералом. А для этого одних советов опытных людей недостаточно, необходимо было получить специальное образование.
— После 6 лет службы, убедившись, что борьба с преступностью — это мое, я поступил в Минскую высшую школу милиции, — говорит Геннадий Шубко. — После учебы стал оперуполномоченным в отделе уголовного розыска, где пришлось немало повидать и столкнуться со многими опасностями.
Второй год работает Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Интересы своих избирателей в республиканском парламенте представляет и депутат по Витебскому-Чкаловскому избирательному округу №18 Михаил Николаевич Волков. Жители областного центра знают его давно и хорошо. Михаил Николаевич – замечательный педагог-новатор, автор и разработчик многих учебных программ по математике, обладатель нескольких дипломов Академии педагогических наук СССР.
За долгие годы работы в системе образования подготовил 185 победителей республиканских и 18 победителей международных олимпиад по математике. Заслуженный работник образования Республики Беларусь. Награжден орденом Франциска Скорины. В 2009 году стал лауреатом почетного звания «Человек года Витебщины».
Разные есть люди по отношению к месту своего пребывания. Одним по душе родной уголок. Другим же мило везде, где они ни оказываются. К последним относится и бронзовый призер Сеульской Олимпиады-1988 Александр Коваленко, рекорд которого в тройном прыжке (17,77 м) до сих пор не побит не только в Беларуси, но и в России. Выпорхнув желторотым пареньком из родительского гнезда в Ветрино Полоцкого района, сегодня он пропагандирует здоровый образ жизни в Латвии. Только на часок удалось поймать отметившего нынче 50-летие спортсмена в холле гостиницы перед отъездом из Витебска, куда он прибыл всего на день для участия в торжественных мероприятиях, посвященных юбилею памятных Игр. Для начала попросил земляка немного освежить в памяти биографию.
– Родился я в Бобруйске, но долго мы там не прожили, так как отец был военнослужащим. После очередного его перевода мы переехали на Полотчину, и в первый класс я пошел в Ветринскую школу. (С друзьями раз в полгода до сих пор даем о себе знать в социальной сети «Одноклассники».). Там был военный городок в нескольких километрах от поселка, поэтому, когда не было автобуса, приходилось пешком «топать к знаниям». С пацанами бегали по всему району, изучили железобетонные укрепления времен советско-польской границы 1930-х. Это тоже, конечно, помогало в физическом развитии.
Охотовед – не только должность, но, прежде всего, и призвание, если хотите, особый талант, которым наделены немногие. Если говорить профессиональным языком, то основные акценты здесь – охрана, воспроизводство и рациональное использование охотничьих животных.
А если взглянуть с другой, более романтичной, стороны, охотовед – это и кто-то вроде детектива. Он выезжает в рейд, ходит по лесу, изучает следы машин и людей, прислушивается к выстрелам и выслеживает браконьеров. Поскольку речь идет об охране государственной собственности, у него есть право применять оружие в случае сопротивления. Он – тот самый человек, который внезапно появляется из-за ели…
Иван Охлобыстин – человек многогранный, чего только стоит одно перечисление его прошлых и нынешних занятий. Он и актер, режиссер, сценарист, драматург, журналист, поэт, писатель, и священник Русской православной церкви, и даже несостоявшийся президент России. Кроме того, отец шестерых детей. А еще – увлекательный собеседник, умеющий держать внимание большой аудитории.
Творческая биография Ивана Охлобыстина началась с кино. Актерский дебют в фильме «Нога» сразу принес удачу – приз за лучшую роль на фестивале «Молодость-91». Первый же его сценарий к фильму «Урод» номинировался на престижную премию «Зеленое яблоко, золотой листок», а первая полнометражная режиссерская работа – картина «Арбитр» – получила награду «Кинотавр» в категории «Фильмы для избранных». Охлобыстин довольно успешно выступал и на театральной сцене.
Eсть люди, которым Бог дал все: красоту, острый ум, золотые руки, богатую и щедрую душу. Именно таким является Владимир Дайлидов (на фото), заядлый голубятник. Сотни раз проходила мимо его дома в центре Витебска и не подозревала, что во дворе есть такое сокровище – голубятня. Сейчас Владимиру Петровичу 85 лет. Всю жизнь он работал в автобусном парке. Нужно видеть, с каким трепетом и нежностью он рассказывает о своих питомцах, как нянчится с ними. В птицах пенсионер души не чает и любимых питомцев не променяет ни на что на свете.
– С голубями возиться начал, когда еще в школу не ходил. У нас был хороший дом, который сгорел во время войны. На той улице, где жили, много кто увлекался разведением голубей. И дед мой, и отец. Можно сказать, что я голубятник в третьем поколении, – улыбаясь, сказал Владимир Петрович. – Только в войну их не держал. Немцы могли повесить за это, так как опасались голубиной почты. Но наш сосед Франк Георгиевич умудрялся всю войну прятать птиц в подвале.