Известно, что с возрастом у многих в общем-то здоровых людей снижается память. Где грань между такими нарушениями и наступлением деменции? Можно ли предотвратить или приостановить развитие грозного заболевания, которое меняет в том числе и образ жизни членов семьи заболевшего? На эти и другие вопросы искала ответ корреспондент «ВВ».
Где грань?
– Эта грань прежде всего в адаптации, – поясняет главный врач Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Мартынова. – Если человек, несмотря на забывчивость, адаптирован в быту (а тем более в профессиональной деятельности) – это не деменция. Деменция – это значительное нарушение интеллектуальных (когнитивных) способностей, таких как память, мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждение. Психические расстройства должны быть выражены столь значительно, что ведут к нарушению повседневных бытовых функций человека – способности к самообслуживанию, одеванию, навыков в еде, личной гигиене и т. д. Кроме того, эти нарушения должны проявляться на протяжении не менее шести месяцев.
Огромное влияние на скорость и степень снижения интеллектуальных функций в старости оказывают стиль жизни человека и характер его занятий – чем больше и регулярнее эти функции используются и тренируются, тем более они сохранны, и наоборот. Эту закономерность хорошо иллюстрирует известная поговорка «Используй или потеряешь».
Причины возникновения
– Основной причиной деменции является повреждение определенных структур головного мозга, отвечающих за память и мышление, – говорит доктор. – Это может быть связано с неврологическими и сосудистыми заболеваниями (болезнь Альцгеймера или атеросклероз сосудов головного мозга); болезнями внутренних органов (хроническая почечная и печеночная недостаточность); интоксикацией (алкогольная, хронические отравления мышьяком, соединениями азота на промышленных производствах).
Распространенность деменции зависит от возраста. Среди лиц 60 – 65 лет частота случаев этого заболевания 5 – 10 %, после 85 лет – 25 – 50 %. Отделить обычные, непатологические, возрастные изменения и болезнь важно уже потому, что пожилой человек с деменцией нуждается не просто в поддержке и сочувствии, а в медицинской помощи, в том числе и лекарственных препаратах. При правильном лечении этот процесс в ряде случаев можно ослабить и затормозить.
Симптоматика
– Изменения, как правило, происходят постепенно и могут быть незначительны и незаметны для посторонних, – поясняет доктор. – Однако при общении (не менее одного раза в неделю) родственники могут заметить ухудшение когнитивных функций. Человек часто бывает растерян, он знает свои проблемы, но пытается скрыть их как можно дольше, не делится своей бедой с близкими. Существуют тесты, которые могут выявить преддементные нарушения и помогут назначить лечение вовремя. У пациентов с болезнью Альцгеймера нарушаются оптико-пространственная ориентация и речевые функции. Человек приходит в магазин и не может найти выход или выходит из магазина и не знает, куда ему идти. Ему трудно вспомнить то или иное слово, особенно существительное, выразить свою мысль в разговоре. Для оценки оптико-пространственных нарушений можно попросить человека перерисовать куб.
Важно
У пациента с болезнью Альцгеймера уже на ранних этапах нарушается рисование в формате 3D, отразить объем фигуры в рисунке он не способен. Оценить речевые нарушения можно, попросив пациента назвать части тела (глаз, бровь, мочка уха, подбородок, локоть), показывая их на себе. Или попросить показать на себе части тела, которые мы называем.
Пациент с болезнью Альцгеймера будет долго вспоминать названия частей тела либо длительно их искать. В случае, если идентификация реальных изображений не вызывает труда, можно использовать более сложные рисунки, которые, например, содержат неполные (частично прорисованные) изображения. Тест на понимание конструкций родительного падежа. Следует спросить, как называется «брат отца», «отец брата», «сестра матери», «мать сестры» и т. д.
Как это бывает
...Телефонные звонки пожилой родственницы родным среди ночи с разговорами на безобидную тему (типа «Как дела? Чем сейчас занимаетесь?») стали поводом насторожиться. Попытки обратить внимание на то, что на часах 3 часа ночи и за окном темно, следует лечь в кровать и отдохнуть, ни к чему не приводили. В 4 часа это повторялось.
...Талантливый профессор увлеченно читал лекции в известном московском вузе. Студенты стали замечать некоторые странности в его поведении. Вопрос, заданный по совету психолога: «Какая сейчас пора года, профессор?», поставил его в тупик. Он не смог на него ответить.
...«Бабушка начала забывать, кто такие я и мама. Каждые пять минут переспрашивала одно и то же. Прятала телефоны, а потом говорила, что кто-то их украл. Собирала вещи по ночам, выкладывала, снова собирала. Сейчас бабушка уже года два как разговаривает сама с собой в зеркале, не узнает себя в отражении, считает, что это ее подружка, которая одета, как она».
Статистика
Проблема деменции носит глобальный характер, так как население Земли стареет. По данным Всемирной организации здравоохранения, из года в год количество больных деменцией увеличивается. В 2008 году в мире было 3 млн таких пациентов, в 2030-м ожидается 59 млн, а в 2050-м – 104 млн. Одной из главных причин во всем мире признана болезнь Альцгеймера. На ее долю приходится 60 – 70 % случаев деменции.
Это остановить нельзя...
– К сожалению, остановить нейродегенеративный процесс невозможно, – констатирует Елена Мартынова. – Но вот что мы ожидаем от лечения деменции:
- улучшение или стабилизация когнитивных функций и уменьшение поведенческих нарушений;
- улучшение повседневной активности пациента;
- отсрочка попадания в дом-интернат;
- снижение нагрузки по уходу для родственников;
- уменьшение потенциального вреда, который может принести пациент.
...А улучшить можно?
– Необходимо отметить, что в повседневной жизни встречается целый ряд состояний, напоминающих деменцию, но к ней не относящихся и поэтому требующих совсем другой помощи, – считает главврач. – Эти состояния могут иногда проходить и без вмешательства специалистов, неплохо лечатся и, в отличие от деменции, обычно обратимы.
Например, психическая и поведенческая заторможенность может наступить вследствие плохого, однообразного питания и недостатка витаминов. Как только питание становится более полноценным, симптомы, напоминающие деменцию, исчезают. Состояние, внешне похожее на деменцию, нередко возникает вследствие низкой температуры воздуха в доме, где живет пожилой человек. Повышение температуры в жилище, теплоизоляция, горячее питание быстро ведут к улучшению когнитивных способностей и изменению поведения. Значительное ухудшение когнитивных функций, вялость и заторможенность могут спровоцировать характерный для многих пожилых избыточный прием лекарственных препаратов. Особенно плохо влияют на состояние познавательной сферы транквилизаторы и снотворные-бензодиазепины, а также гипотензивные, антиаллергические и обезболивающие средства, препараты брома, наперстянки и кортикостероиды. Помните, что люди преклонного возраста неохотно признаются в злоупотреблении препаратами, так как считают это само собой разумеющимся. Ухудшение познавательных функций и изменение поведения могут быть следствием депрессии, это так называемая псевдодеменция. Прием антидепрессантов и психотерапия быстро решат данную проблему. Состояния, напоминающие деменцию, могут возникать в результате излишнего потребления алкоголя. Причем 75 – 80-летним людям для этого бывает достаточно доз, которые ранее были для них совершенно безвредны, например 100 граммов водки за обедом. Если это так, то потребуются совершенно иные, чем при деменции, действия.
И, наконец, когнитивные функции могут ухудшаться при обострении и утяжелении ряда хронических телесных заболеваний – почечной или печеночной недостаточности, хронической пневмонии, диабета и др.
– Старость – это то, что ожидает каждого из нас. Хотя в молодости люди стараются не думать об этом, но с годами начинают понимать, что «репетируют» свою старость и накапливают опыт старения всю жизнь – будь тебе 18, 30 или 50 лет, ты все равно для кого-то или чего-то «слишком молодой», а для кого-то или чего-то «слишком старый». Чем больше этот опыт и знания и чем осознаннее мы его накапливаем, чем легче нам потом вступать в настоящую старость, – считает Елена Мартынова.