Памятный знак жертвам геноцида, созданный витебскими авторами — скульптором Иваном Казаком и архитектором Валерием Рыбаковым, занял призовое место на республиканском конкурсе эскизных проектов, посвященных теме уничтожения белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Как рассказал Иван Казак, с ним связался начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси Роман Мамченко и сообщил, что его скульптурную композицию «Древо жизни» собираются установить сразу в нескольких городах Беларуси.
— В основе композиции — отпечатки человеческих рук, будто вбитых в землю, — поясняет скульптор. — Этот образ у меня возник из воспоминаний детства, когда слушал рассказ одной слепой старушки. Она говорила, что видела, как фашисты закапывали еще живых людей, и земля потом несколько дней, казалось, дышала.
У Ивана Казака свой неповторимый почерк. Он создает образные, эмоциональные скульптуры, которые отзываются в сердце. Неудивительно, что работы витебского скульптора есть в российских городах Ханты-Мансийск, Белоярский, Киево-Печерской лавре, немецком Нинбурге.
Тема Великой Отечественной проходит через всё творчество Ивана Казака. Первую композицию он создал, будучи студентом скульптурного отделения Белорусского театрально-художественного института (мастерская профессора Анатолия Аникейчика). Она была установлена в мемориальном парке в Богушевске Сенненского района. А в прошлом году здесь открыли разработанный им же памятный знак, посвященный воинам-интернационалистам.
Дипломная работа Ивана Казака — памятник грузинскому поэту Мирзе Геловани, который погиб в 1943 году на малой родине скульптора в Бешенковичском районе. Иван Казак является также автором мемориала в память о сожженной деревне Вишенки Чашникского района, мемориала воинам-интернационалистам «Боль», других композиций.
У Ивана Казака свой неповторимый почерк. Он создает образные, эмоциональные скульптуры, которые отзываются в сердце. Неудивительно, что работы витебского скульптора есть в российских городах Ханты-Мансийск, Белоярский, Киево-Печерской лавре, немецком Нинбурге.
Очень близки Ивану Казаку также духовные, религиозные темы. И этому тоже есть объяснение.
— Моя бабушка была глубоко верующей. А дед, живший в Санкт-Петербурге, ребенком приходил к Иоанну Кронштадтскому. Старец говорил, что дед будет служить в конной армии, его поведут расстреливать, но он не погибнет. Так и вышло: в 1943-м ему чудом удалось спастись от расстрела. С тех пор он стал ходить в церковь, — вспоминает Иван Казак.
Перед храмом в Белоярском установлен его памятник Серафиму Саровскому, в Глубокском районе — Евфросинии Полоцкой, в Толочинском женском монастыре — Богородице и Архангелу Михаилу.
Многие работы скульптора имеют свою предысторию и связаны с его воспоминаниями, переживаниями, осмыслением истории. «Древо жизни» также стоит на корнях памяти, личной автора композиции и целого народа, пережившего ужасы войны и помнящего уроки прошлого.