В связи с обострением эпидемиологической ситуации вот уже несколько недель массивные двери иерусалимского храма Воскресения Христова, также называемого храмом Гроба Господня, закрыты для паломников и туристов. Да и на узких улочках града царя Давида – непривычная тишина.
А ведь в канун Светлой Пасхи в былые годы здесь толпились тысячи людей. В Великую субботу часами они ждали на улице, чтобы попасть внутрь храма и стать свидетелем чуда схождения Благодатного огня.
Образ древнего храма остается в сердцах людей на многие годы. И я его тоже храню, как и другие яркие впечатления от паломнической поездки на Святую Землю.
Скорбный путь
Иерусалимский храм Воскресения Христова находится на том месте, где, как считается, был распят, погребен, а затем и воскрес Иисус Христос. Первая церковь здесь была возведена в 335 году по инициативе царицы Елены – матери императора Константина Великого. В последующие века храм, как и сам город, неоднократно разрушался, восстанавливался, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся.
Огромное количество частных лавочек в старом городе, стойкий аромат ладана, воска, смешанный с яркими нотками пряностей и сладостей, – все это создает неповторимый образ Иерусалима. Таким запомнила его я, а сейчас торговцы закрыли ставни, и редкие прохожие спешат по своим делам, поведала мне приятельница, вернувшаяся из Иерусалима в начале марта.
Торговли нет, ведь мало и паломников. А раньше экскурсоводы к храму Гроба Господня вели туристов одним и тем же маршрутом. «Виа Долороза» в переводе с латыни означает «путь скорби». Название Крестного пути, по которому Христа вели на Голгофу, появилось в XVI веке. По каменистой дороге паломники и туристы должны пройти 14 станций, каждая из которых связана с определенными событиями. Начинается «Виа Долороза» от места, где когда-то стояла римская крепость Антония. Именно там, по преданию, Понтий Пилат совершил суд над Иисусом.
Раскопки каменного помоста крепости, называемого Лифостротоном, равно как и подземные темницы Претории, – одни из немногих подлинных мест, сохранившихся от разоренного Иерусалима евангельских времен. Последние пять станций находятся на территории храма Гроба Господня.
Под большим куполом
Не раз смотрела видеосюжеты одной из величайших святынь христианства, видела фотографии, но в череде посещаемых в Иерусалиме памятных мест, часовен, церквей, немного устав от гула толпы, едва узнала очертания храма Гроба Господня. Его стены лишены излишних пышных убранств, лепнины, все выглядит весьма строго и аскетично.
Первое, что увидела – атриум, иными словами, небольшой двор, где и находится вход в храм. Наши паломники, желали поскорее зайти внутрь и торопили экскурсовода. Она лишь указала рукой на приставленную между первым и вторым этажами деревянную лестницу, которую также называют «Недвижимой». Она является своего рода символом статуса-кво шести христианских конфессий, присутствующего в храме на протяжении не одного столетия.
Рядом на небольшой скамейке сидел пожилой мужчина, по словам гида, это и был тот самый ключник, который каждый день открывает массивные двери храма. По давней традиции, ключи от храма хранятся в одной арабской семье, а право открывать двери принадлежит другой.
Перед входом было много желающих запечатлеть себя на фоне старой потрескавшейся мраморной колонны. Ее называют колонной Святого Огня. Есть несколько преданий, объясняющих появление трещины, длина которой превышает метр. Все они связаны со схождением Благодатного огня.
Молитвенное поклонение
Нахлынувшей сзади волной паломников нас метров на 10 унесло вперед и буквально впечатало в застывшую толпу, внимательно смотревшую то вниз, то вверх. Когда люди немного расступились, то мы увидели Камень помазания, покрытый мраморной полированной плитой, а над ним – древнее мозаичное панно, на котором изображены Голгофа, пещера, в которой был погребен Христос, а между ними – Камень помазания. Согласно Священному Писанию на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению.
Экскурсовод дала нам два часа свободного времени – до закрытия храма.
Первым делом направились к часовне Гроба Господня, также называемой Кувуклией. Именно в ней раз в году и происходит чудо схождения Благодатного огня. Воодушевленные величием старых стен и при этом внутренней сдержанностью в их оформлении, мы оказались в эпицентре паломнической стихии – в очереди, которая вела к Кувуклии. Опытные экскурсоводы уверяют, что в ней нужно выстоять минимум 40 минут. Мы потратили вдвое больше времени.
Компактное расположение
Мы не просто стояли, а молились, иногда переводя взгляд от книг на купол, возвышающийся над нами. Он очень большой и при этом кажется легким, устремляющимся ввысь. Кувуклия расположена в самом центре огромной ротонды, которая объединяет все части храмового комплекса.
Когда же подошел наш черед, пожилой греческий монах на пальцах показал – четыре. Это значит, что входить большему количеству паломников одновременно нельзя. Внутри тесно. Меня пропустили, мужчина, что шел позади, замешкался на входе. Так я оказалась в древней гробнице совершенно одна. Царил полумрак, но в окружении каменных стен, освещенных десятком лампад, не было страшно.
В длину Кувуклия, а во время богослужений она превращается в алтарь, не превышает восьми метров. Она имеет притвор – придел Ангела. Здесь хранится часть камня, который закрывал гробницу. В погребальной камере – огромное каменное ложе, прикрытое мраморной плитой.
Выходя, я увидела два отверстия, через которые Иерусалимский патриарх в Великую субботу передает верующим сошедший Благодатный огонь.
На вершину стертого холма
Храм Гроба Господня – многоуровневый комплекс, часть его приделов, часовен находится буквально в подземелье. А вот чтобы попасть на Голгофу, нужно подняться по ступенькам выше. Именно сюда, а не к Кувуклии, как оказалось, и следовало бы нам пойти сразу после посещения Александрийского подворья, на территории которого хранится часть древней городской стены и больших ворот, также называемых Судными вратами.
В древности считалось недопустимым хоронить умерших людей в черте города. За высокой стеной находились заброшенные каменоломни, с которых в свое время брали камень для строительства Иерусалима. На одном из тех холмов, на Голгофе, 2 тысячи лет назад римляне и проводили казни на кресте. Делали это крайне редко, например, с целью подавления восстания.
Во II веке на месте Голгофы и окрестных гробниц возвышались храмы Юпитера и Венеры. Неподалеку была рыночная площадь. Но стереть память о Спасителе не удалось. Царица Елена отыскала крест, на котором был распят Христос, место казни, погребения и многие другие памятные места для христиан.
«Голгофа» в переводе с иврита означает «череп». Есть два объяснения такого названия. Говорят, что по форме возвышенность напоминала череп. Другое же предание гласит, что именно под ней находится череп Адама.
В храме Гроба Господня все очень компактно. На месте, где, как считается, воины гвоздями прибивали тело Спасителя ко кресту, находится католический престол, через 5 – 6 метров – православный, под которым есть отверстие, где должен был стоять крест. Чтобы дотронуться до камня, нужно стать на колени, низко наклониться. Какие чувства испытываешь, когда просовываешь руку в небольшое круглое отверстие едва ли не по локоть и пытаешься там что-то нащупать? Интерес и волнение.
Может показаться странным, но на Святой земле все сказанное в Евангелии очень просто представить в воображении. Ты видишь эти камни, древние руины и надписи, вдыхаешь жаркий воздух израильской пустыни, и давно прошедшие события оживают. Будто время повернулось вспять.
За отведенные полчаса мне удалось рассмотреть каменную чашу, именуемую «пуп земли», посетить придел Марии Египетской, коптскую, армянскую часовню и многое другое. Расстояние между ними – всего лишь десятки шагов.
Ночная служба
Через день мы вновь вернулись в храм. Это была ночная служба на греческом языке в большом православном храме – Кафоликономе. Находится он напротив входа в Кувуклию и принадлежит Иерусалимской православной церкви. Две молитвы, которые поются нараспев, прозвучали на русском языке.
После причастия вновь подошли к Кувуклии, чтобы зажечь восковые свечи от хранящегося Благодатного огня. Пожилой монах дал знак рукой, чтобы мы подождали его. Неподалеку есть комната, он направился туда и вскоре вернулся. В руках у него был небольшой сверток. Поблагодарив за неожиданный подарок, поспешили к выходу.
По дороге развернули кулек, в нем лежало восемь небольших пирожков с мелко порубленной зеленью, ароматными приправами и сладкой начинкой, пропитанной цитрусовым медом. Группа была большая, каждому досталось по кусочку.
Молча мы шли по пустынным улицам просыпающегося Иерусалима. Каждый боялся нарушить внутреннее умиротворение и несказанную радость.
Фото автора.