В годы Великой Отечественной войны Поставский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками на протяжении трех лет (с 6 июля 1941 года по 5 июля 1944 г). Все это время гитлеровцы проводили карательную политику для подавления сопротивления и запугивания местных жителей. Людей убивали за малейшую в глазах оккупантов провинность, многих угоняли в концлагеря.
Обычным явлением для оккупированной Поставщины были облавы. Оцепив деревни, оккупанты хватали людей для вывоза в Германию. В поселке Воропаево был размещен сборный пункт по отправке населения в концлагеря и на принудительные работы. Так, однажды во время религиозных праздников были схвачены и принудительно вывезены на работы в Германию сразу 120 человек.
В дороге и в местах принудительного содержания местных жителей подвергали издевательствам.
– В 1943 году всю нашу семью отправили в печально известный концлагерь Освенцим, – вспоминает участница тех страшных событий Марина Янова (здесь и далее имена и фамилии изменены). – Ехали в вагонах без окон, туалета не было. Людей в вагоне было очень много, в основном приходилось стоять или сидеть на корточках. Никто нас не кормил, ехали голодными, когда нас выпускали ненадолго – крали картошку с полей и траву собирали. Часто люди в вагоне умирали. По приезде просидели за забором под током 8 дней без еды и воды. Отвезли потом в концлагерь Дахау, поместили в одну камеру с четырехъярусными кроватями. Еда была слабой: баланда с крапивой, кусочек хлеба, кусочек сахара.
– Мама рассказывала, что надсмотрщик выбросил прямо на ходу из вагона поезда больного ребенка, – это уже из воспоминаний еще одной бывшей узницы Тамары Пилащенко. – Мы жили в немецком концлагере в бараке, кормили плохо, в основном брюквой, давали еще кусок хлеба с опилками, размером со спичечный коробок.
Тем, кто избежал участи отправки на принудительные работы, жилось не лучше. В Поставах был введен комендантский час. В городском парке культуры и отдыха сразу же была установлена виселица. Производились тайные расстрелы мирных жителей. Новая власть в оккупированном районе начала свое правление с арестов и уничтожения советских и партийных работников, милиционеров.
Гитлеровские палачи истязали и уничтожали мирных граждан.
– Немецкие захватчики ввели в Поставском районе режим кровавого террора и насилия, – рассказывает старший помощник прокурора Витебской области Алексей Лысаков. – В феврале 1942 года немцы в Поставах организовали для еврейского населения специальный лагерь – гетто в северной части города, обнесенное забором и колючей проволокой. Гитлеровцы глумились над заключенными, морили их голодом, пытали и убивали без всякого повода. В ноябре 1942 года под руководством немца Шмидта было произведено массовое истребление еврейского населения в лагере, некоторые были заживо сожжены в домах. Заключенных заставляли бежать к ранее подготовленной могиле. По бежавшим стреляли. У одной мирной жительницы фашистские изверги выхватили из рук пятимесячного ребенка и на её глазах разорвали его, а у нее самой выломали руки, ноги и расстреляли. Расстрелянных на улицах и огородах гетто по распоряжению Шмидта стаскивали в могилу, цепляя проволокой за ноги и головы, что и подтвердилось при вскрытии могилы.
Подавлялись попытки сопротивления. В частности, строго соблюдался приказ о заложниках: за одного убитого немецкого солдата убивали 50 - 100 человек, а то и больше, для устрашения населения и пресечения развития народного сопротивления. Система заложников действовала на протяжении всей оккупации. Например, за двух уничтоженных партизанами высокопоставленных фашистов были безвинно расстреляны 200 жителей Лынтуп и окрестных деревень. Одного из жителей д. Юньки немецкие солдаты повесили только за то, что вблизи партизаны сожгли мост, а население не препятствовало этому. За пару убитых немецких солдат сожгли д. Альцы вместе с жителями.
В общей сложности за время Великой Отечественной войны в Поставском районе оккупанты убили более 4000 человек, вывезли на принудительные работы в Германию около 2000 человек.
Обстоятельства тех страшных событий стали известны в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида населения современной территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны нацистскими преступниками и их соучастниками.
Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.