Качественные и безопасные дороги давно стали брендом Беларуси, во многом формируют возможности развития регионов. В текущей пятилетке основной акцент будет сделан на обновлении местной дорожной сети – от райцентров до агрогородков. При этом в условиях инвестиционной ограниченности на первый план выходят эффективность использования имеющихся ресурсов, а также поиск организационных решений по улучшению дорожного хозяйства.
Качество автодорог находится постоянно в эпицентре общественного внимания. Именно поэтому вопрос содержания и развития местной дорожной сети был вынесен на рассмотрение очередной сессии областного Совета депутатов. Глава депутатского корпуса Витебщины Владимир Терентьев призвал коллег не сводить диалог исключительно к деньгам, а предлагать меры по усилению организационного аспекта, активизации использования управленческого потенциала организаций, участвующих в обслуживании дорожного хозяйства, чтобы добиваться результата даже в текущих условиях финансового сопровождения работ.
В качестве примера заместитель председателя облисполкома Владимир Белоус предложил проанализировать организационную структуру КУП «Витебскоблдорстрой» на предмет ее соответствия складывающейся ситуации в районах, где его филиалы сократились до 40 — 50 работников, из которых часть относится к управленческому звену. Не исключено, что структура оптимальна, но это одно из направлений аналитической работы по поиску вариантов совершенствования отрасли.
Кстати, по республиканским дорогам на Витебщине удалось решить организационные вопросы и включить наиболее важные объекты в Госпрограмму «Дороги Беларуси» на 2021 – 2025 годы. В их числе реконструкция дороги Р46 на участке Лепель — Полоцк со строительством обхода Полоцка, моста через Западную Двину и реконструкцией существующего моста в Новополоцке, а также продолжение возведения обхода областного центра, расширение до четырех полос трассы Витебск — Орша с присвоением ей первой категории, реконструкция четырех мостовых сооружений. Что касается местной сети, то, как сообщил Владимир Белоус, уже есть решения на уровне правительства о дополнительном выделении нашей области суммарно около 13 млн рублей в 2021 году.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Всего за пятилетку на Витебщине предстоит отремонтировать около 1,3 тыс. км местных дорог. По словам заместителя председателя комитета по архитектуре и строительству облисполкома Александра Нефёдова, для выполнения этой задачи запланировано около 357 млн руб. С учетом ситуации с финансированием дорожного хозяйства области на первый план выходит тема повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Так, на Витебщине в 2021 году проведена инвентаризация сети местных дорог на предмет их технического состояния и интенсивности эксплуатации. Ее результаты позволят более продуктивно планировать финансовое обеспечение работ по их текущему содержанию, а также лягут в основу принятия решений по передаче улично-дорожной сети на баланс дорожно-строительных организаций из системы ЖКХ. Эти вопросы сегодня рассматриваются индивидуально по каждому сельскому населенному пункту с учетом удаленности базы местного ДРСУ, возможностей подразделений ЖКХ в районах, а также ряда других факторов, добавил Александр Нефёдов.
На повышение экономической эффективности направлено решение о приобретении нового асфальтобетонного завода. Он будет работать в структуре КУП «Витебскоблдорстрой», а ввод в эксплуатацию намечен на 2022 год. Потребность в обновлении мощностей по выпуску асфальтобетонных смесей назрела давно, так как существующие производства выработали свой ресурс, в том числе некоторые из них уже в 2 — 2,5 раза. Основное преимущество нового завода в его мобильности, что позволит оптимизировать затраты за счет экономии транспортных расходов, добавил Александр Нефёдов.
ПО ФИНАНСОВЫМ УХАБАМ
В текущем году запланировано отремонтировать 258 км местных дорог, однако на начало октября работы выполнены чуть менее чем на 40%. Как отметил генеральный директор КУП «Витебскоблдорстрой» Владимир Матвеев, плановый объем финансирования определен в размере 57,3 млн руб., при этом прогнозируется, что по итогам года будет выделено лишь 66% этой суммы. Одна из главных причин — отсутствует весомый источник финансирования в виде кредитных банковских ресурсов. К слову, на реконструкцию в текущем году в Миорском районе мостового сооружения длиной 18 погонных метров планировалось направить 1 млн руб. за счет кредитов. Так как их нет, а дополнительные ресурсы идут исключительно на ремонт местных автодорог, то работы перенесены на 2022 год.
Учитывая ситуацию, дорожники готовы освоить все дополнительно выделяемые средства, причем в ряде случаев уже приступили к выполнению работ, рассчитывая на подтверждение финансирования, констатировал Владимир Матвеев. Однако чтобы выполнить госпрограмму в целом, уже сегодня актуализируется задача по перераспределению объемов ремонтов и их финансирования на будущие годы, добавил руководитель.
«Витебскоблдорстрой» делает основной акцент на систематическом уходе за дорогами, предупреждении и устранении мелких повреждений, улучшении условий для безопасного движения транспорта. Особое внимание уделяется маршрутам регулярных пассажирских перевозок. В текущем году на эти цели выделено 18,2 млн руб., из них освоено уже более 87%. Значительную долю в затратах занимает зимнее содержание дорожной сети. Зима 2021 года оказалась намного сложнее предыдущих лет, что повлекло почти двукратный рост расходов, которые составили 6,5 млн руб. Вместе с тем большие зимние хлопоты позволили уже в весенне-летний сезон сократить объемы по ликвидации ямочности и профилировке дорожных покрытий.
Тем не менее для выполнения до конца года минимального комплекса работ по содержанию местной сети, в том числе по подготовке к зимним условиям эксплуатации, в распоряжении дорожников пока есть только 2 млн руб. из минимально необходимых 5 млн.
Ситуация негативно отразилась на экономическом положении «Витебскоблдорстроя». Для выполнения прогнозных показателей предприятие работает на объектах сторонних заказчиков, однако при расчетах они зачастую нарушают договорные обязательства. За восемь месяцев дебиторская задолженность превысила 4 млн руб., что составляет около трети от общей суммы выполненных работ, причем в основном это просроченные долги. В такой ситуации предприятие вынуждено привлекать кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств.
Несмотря на сложности, «Витебскоблдорстрой» продолжает целенаправленно приводить дороги в соответствие с требованиями по удобству и безопасности движения, а также развивать дорожную инфраструктуру области. Например, после сложной зимы и затяжной весны граждане активно жаловались на плохое состояние гравийно-грунтовых дорог. По данным на начало октября, около 90% обоснованных обращений уже выполнено. Кроме того, благодаря тесному сотрудничеству с местными властями, организациями ЖКХ удается результативно бороться с борщевиком Сосновского, наводить порядок в придорожных полосах, решать вопросы по подготовке дорожной инфраструктуры к значимым событиям жизни региона и страны.
СЕЛЬСКАЯ ЛОГИСТИКА
Развитие дорожной инфраструктуры в сельских районах призвано, прежде всего, поднять качество жизни вне города. Судя по выступлениям представителей районных властей, спектр проблемных вопросов идентичен, различается он лишь в деталях. Например, необходимость пополнения и обновления парка специализированной техники дорожных организаций, удаление древесно-кустарниковой растительности. Остаются вопросы по содержанию и эксплуатации гравийных и грунтовых дорог в весенний и осенний периоды. После выпадения осадков и проезда тяжелой сельхозтехники разрушается покрытие, из-за чего трудно проехать автобусам, машинам скорой помощи, не говоря уже о легковом транспорте. Как это выглядит в деталях, пояснил председатель Оршанского райсовета депутатов Анатолий Сильченко. В районе есть два небольших населенных пункта — Козловичи и Козловичи-2. Для их жителей единственным транспортным сообщением является грунтовая дорога протяженностью 8 км, выходящая на трассу М8. Ее активно используют также и аграрии, что негативно сказывается на качестве покрытия. При этом краткосрочные ремонты не решают кардинально проблему, которую местные жители обоснованно поднимают с 2013 года, отметил Анатолий Сильченко.
Сохраняет актуальность тема содержания улично-дорожной сети, находящейся на балансе организаций ЖКХ. В Орше на одном из участков дороги по ул. Мира под железнодорожным мостом между двух перекрестков постоянно возникают пробки и аварийные ситуации. Для устранения проблемы решено расширить проезжую часть и построить подземный переход. Цена вопроса — около 8 млн руб., что выглядит неподъемно для районного бюджета, констатировал Анатолий Сильченко.
Председатель Витебского райсовета депутатов Виктор Дорожкин обратил внимание на диспропорцию в финансировании местных и республиканских дорог, на которые выделяется больше денег. Он также предложил для экономии средств и снижения затрат использовать на подсыпку, а также ямочный ремонт грунтовых дорог материал обочин. Это возможно, например, в таких случаях, как на участке дороги Тарасенки — Заполье, где ширина проезжей части более 13 м при нормативе до 10 м. Вовлекая в оборот фактически подручный материал, можно обслуживать и прилегающие дороги, считает Виктор Дорожкин.
Положительным опытом в решении общей проблемы зарастания местных дорог поделился заместитель председателя Шарковщинского райисполкома Андрей Шинкевич. В районе проведена инвентаризация и определены заросшие участки, где для заготовки дров можно привлекать население. Оформляются все необходимые документы на вырубку, с гражданами заключаются гражданско-правовые договоры. Например, в 2020 году таким образом очищено 1,9 км дорог, на 2021-й запланировано около 6 км. Кроме того, по итогам инвентаризации местных дорог общего пользования подготовлен перечень по оптимизации сети.
На балансе КУП «Витебскоблдорстрой» находится более 3,8 тыс. автодорог протяженностью почти 15 тыс. км, более трети из которых с твердым усовершенствованным покрытием. Местная дорожная сеть включает около 860 мостов общей длиной порядка 19 км.
Фото из архива "ВВ".