Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Мат – не формат. Можно ли исключить из повседневного общения нецензурные слова?

Мы настолько смирились с ненормативной лексикой, что готовы допустить употребление неформатных слов в обыкновенной речи. Неужели могучий русский язык беднеет и нет других емких слов, чтобы заменить непотребную брань? Можно ли исключить из обихода и повседневного общения нецензурные слова? Корреспондент «ВВ» попыталась разобраться в этих вопросах с помощью специалиста. 

Запретный плод…

Вспоминается детство, когда нас, кричащую малышню, рассерженная и недовольная бабушка усмиряла: «Каб вас карбунак пабраў!» Мы сразу становились спокойнее, поскольку нам казалось, что вслед за этим должен был прилететь Змей Горыныч и куда-то нас уволочь. Чуть повзрослев, слышали в разговоре сельских мужчин бранные слова, значения которых не понимали, но могли их повторить. Судя по округлым глазам и смешкам взрослых, скорее ощущали, что говорим что-то запретное и нехорошее. А, как известно, запретный плод…

Когда совсем выросли и сами, чего греха таить, выплескивали гнев и недовольство, бурный восторг или емкое определение, вспоминая и пушного зверя, и ешкина кота, и серию букв из алфавита, и много других слов и выражений, которые черпали из анекдотов, с экранов телевизоров и других источников. Но все же не матерились.

Нет, пожалуй, того человека, который бы в той или иной степени не сталкивался с ненормативной лексикой. А сейчас ее услышать проще простого, достаточно выйти на улицу. Не гнушаются крепкими словцами, к сожалению, молодые люди. А матерящиеся девушки, как им кажется, привлекают к себе повышенное внимание окружающих. Действительно, привлекают. Но кроме негатива, вплоть до чувства брезгливости, никаких других эмоций не вызывают.

Из песни слов не выбросишь

– Где грань между допустимой и ненормативной лексикой? – интересуюсь у кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой языкознания ВГУ имени П. Машерова Татьяны Слесаревой.

– Для начала давайте разберемся, что означает термин «мат», который имеет немало омонимов. В словаре русского языка под редакцией  Анастасии Евгеньевой «мат» трактуется как:  проигрышное положение в шахматной игре; плетеная или мягкая подстилка из какого-либо грубого материала; отсутствие блеска, тусклый налет; неприличная, матерная брань. К последнему из указанных значений в словаре можно обнаружить как минимум 39 синонимов (брань, скверно-словие, ругательства, матерщина, ненормативная, обсценная, нецензурная лексика и т. д.). 

– Татьяна Петровна, откуда «растут ноги» у мата? В чем истоки и причины распространения этого явления?

– Нет единой точки зрения, откуда произошло само слово «мат». В некоторых справочных пособиях можно найти версию, что «мат» – это разговор, отсюда и выражение «Кричать благим матом». Другая теория происхождения в том, что «мат» схож со словом «мать», поэтому матерная брань уже в Древней Руси оценивалась как кощунство, оскверняющее и Матерь Божию, и мифологическую «мать сырую землю», и собственную мать ругающегося.

Еще один вариант происхождения бранных слов – языческий, относится к временам, когда люди поклонялись силам природы и проводили множество своеобразных обрядов, завязанных на эротике. Три самых употребляемых нецензурных слова буквально озвучивают символическое представление об устройстве Вселенной. Первое – обозначение мужского, активного начала, второе – женского, пассивного, третье – процесс их взаимодействия. А поскольку и боги, и демоны представляли для людей опасность, в обыденной жизни от них старались держаться подальше, не вызывать и не называть их без надобности. Именно из-за таинства такие слова произносились редко.

– Только в процессе подготовки к данной теме, к стыду своему, выяснила, что «поле брани» – это не «поле битвы». Расскажите об этом подробнее.

– Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: «Здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка». Отсюда и выражение «поле брани», матерной.

– Были времена, когда за сквернословие могли казнить!

– До середины XIX века скверно-словие на Руси являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объяснялось не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. Сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

– Сегодня матерятся многие. Это какая-то эпидемия. Правда, в наше время за сквернословие в общественных местах не отрубают головы, но дают штраф. Однако люди все равно ругаются. Видимо, мало дают?

– Матерные слова, к сожалению, давно и прочно осели в нашем лексиконе, что складывается ощущение: их знание передается из поколения в поколение. Причем сквернословят не только люди низкого социального уровня, но даже интеллигенты. Здесь я с вами соглашусь. В настоящее время употребление мата не редкость во всех половозрастных группах общества, не исключая подростков и даже детей младшего школьного возраста. Кстати, по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нецензурные выражения в общественных местах.

Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.

Согласно ст. 10.2 (оскорбление) человек, который выражается нецензурно, может быть наказан за умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (часть 1). Наказание – штраф до 30 БВ. Еще одна типичная ситуация, когда человек, сквернословя, никого не оскорбляет. Ему делают замечание, однако он продолжает ругаться. Он нарушает общественный порядок и в таком случае может быть привлечен к ответственности за мелкое хулиганство по ст. 19.1. Для правонарушителя предусмотрен штраф от 2 до 30 БВ или привлечение к общественным работам, даже административный арест. Думаю, что это единичные случаи. Искоренить эту проблему общества одними штрафами, пожалуй, не получится.

В чем живучесть брани?

– Все понимают: нецензурные слова для культурного и образованного человека – за гранью. Тогда почему мат так живуч?

– В качестве демотиватора может служить такое мнение: дескать, это не ругательство, а слова с расширенным эмоциональным диапазоном. То есть мы пытаемся с их помощью добавить своему утверждению максимум экспрессии, усилить смысловую нагрузку, выразить всю гамму чувств – от злости на грани с яростью до восхищения, поощрения и удивления. Достаточно вспомнить несколько анекдотов на эту тему: «На скользком крыльце количество культурных людей резко сокращается», «Учительница русского языка, впервые прыгнув с парашютом, была потрясена, удивлена, крайне обескуражена, но вслух кричала почему-то по-другому».

В глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости, знак языковой принадлежности к группе сверстников: «Мама учила не материться, но жизнь научила не материться только при маме».

– Неужели только славяне любят материться?

– Русский мат – не самый многообразный в мире. Он всего лишь на третьем месте, уступая английскому и голландскому языкам.

– Недавно по одному российскому каналу прозвучало предложение, как можно в повседневной речи удалить за скобки мат и использовать заменяющие его слова. Вместо ненормативной лексики предлагалось употреблять названия насекомых и животных, с помощью которых можно выразить все эмоции. Если вдруг захотелось поставить на место зарвавшегося самодура, то можно назвать его индюком, заносчивого человека – тлей капустной, коллегу-зануду – короедом дотошным…

– А можно вообще не ругаться! Это самое лучшее. Тем более что матерные слова связаны с нечистой силой, которую Владимир Даль в Толковом словаре живого великорусского языка определял как «мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное, противоположное молитве». Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу. Нецензурные слова засоряют язык, разрушают его красоту и стройность, ведут к деградации личности, затрудняют общение. Матерящийся человек неспособен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет сквернословием пустоты, обусловленные собственным скудоумием. Несколько лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был мат, а вторая вообще не использовала грубых слов. Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших бранные слова, обострились хронические заболевания, у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет меньше паспортного. Так что делаем вывод: если хотим быть здоровыми и молодыми, нужно следить не только за состоянием волос и кожи, но и тщательно выбирать слова в общении.

Фото из открытых источников.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ